Историческая роль иностранных фортепианных школ в развитии китайского пианизма
Чэнь Янань
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Дата поступления рукописи в редакцию: 10.02.2020
Аннотация. Многообразие иностранных влияний на китайский пианизм не составляет единой системы и потому не позволяет интегрировать полученный опыт в современное фортепианное образование Китая. На базе анализа различных периодизаций развития китайской фортепианной культуры "волны" влияния были систематизированы, что позволило выявить основные характерные черты подходов к реализации профессионального фортепианного образования, все еще применяемых в Китае по отдельности, и наметить путь их интеграции в целостную педагогическую систему: техническая база, аналитический подход к изучаемым композициям, научно-теоретическая основа преподавания, изучение образцов пианистического мастерства.
Ключевые слова и фразы: Китай, музыкальное искусство, китайский пианизм, фортепианное образование, профессиональное образование, иностранное влияние, фортепианная школа, China, musical art, Chinese pianism, piano education, professional education, foreign influence, piano school
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Айзенштадт С. А. Зарождение фортепианного искусства в странах Дальневосточного региона // Идеи и идеалы. 2012. Т. 2. № 4. С. 101-109.
Айзенштадт С. А. О роли русской фортепианной школы в процессе художественного формирования пианистического искусства Китая и Японии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3 (53). Ч. 1. C. 22-27.
Айзенштадт С. А. Фортепианные школы стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, исполнительской практики: автореф. дисс.. д. иск. Новосибирск, 2015. 49 с.
Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры: автореф. дисс.. к. иск. СПб., 1994. 22 с.
Ню Яцянь. О фортепианной педагогике в современном Китае // Преподаватель ХХI век. 2009. № 2. Ч. 1. С. 108-112.
Сюй Бо. Китайские пианисты на рубеже ХХ-ХХI веков: исполнительские достижения и система обучения // Южно-Российский музыкальный альманах. 2011. № 1. С. 59-68.
Сюй Бо. Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX-XXI веков: автореф. дисс.. к. иск. Ростов-на-Дону, 2011. 24 с.
У На. Педагогическая деятельность профессора Б. С. Захарова в Шанхае (по материалам документов и публикаций Дин Шан Дэ) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 92. С. 262-271.
Хань Мо. Проблема влияния российской педагогики музыкального исполнительства на развитие китайской национальной школы пианизма // Человек и образование. 2018. № 1 (54). С. 150-153.
Хоу Юэ. Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития: автореф. дисс.. к. иск. СПб., 2009. 24 с.
Хоу Юэ. Профессиональное фортепианное исполнительство и обучение в Китае в первой трети ХХ века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 85. С. 132-136.
Хуан Пин. Борис Захаров (1888-1943) и его роль в становлении китайской фортепианной школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 74. Ч. 1. С. 527-531.
Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы: дисс. … к. иск. СПб., 2008. 160 с.
???. ???????? 60 ? // ????. 2009. ? 3. ? 34-36 (Лю Сяолун. Предисловие к Юбилейному выпуску журнала, посвященному 60-летию фортепианного искусства в Китае // Фортепианное искусство. 2009. № 3. С. 34-36).
???. ??????? // ????. 2009. ? 5. ? 28-31 (Лю Сяолун. Советские специалисты в Китае // Педагогические исследования. 2009. № 5. С. 28-31).