Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2020. № 2. С. 200-203.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.2.37

Музыкальный инструментарий мистерии Цам

Жигмитова Арюна Арсалановна
Российский институт истории искусств


Дата поступления рукописи в редакцию: 08.12.2019
Аннотация. В статье рассмотрен музыкальный инструментарий, включенный в мистерию Цам - своеобразный вариант буддийского богослужения. Тибетская музыка имеет древние корни и, будучи религиозным феноменом, отличается консерватизмом и стабильностью. Мистерия Цам - это танцы в масках с особой пластикой тела и рук, сопровождающиеся специфической музыкой уникального ламаистского оркестра. Рассматриваются функции музыкального сопровождения, соотношение отдельных инструментов и лейтмотивов с персонажами мистерии; приводятся данные о наличии в ламаистском оркестре инструментов, сохраняющих архаические черты, выделяются инструменты, заимствованные мистерией Цам из традиционной культуры бурят.
Ключевые слова и фразы: мистерия Цам, буддизм, ламаизм, танцы в масках, тибетская музыка, буддийские инструменты, музыка Цам, культура бурят, Cham mystery, Buddhism, Lamaism, masked dances, Tibetan music, Buddhist instruments, Cham music, Buryat culture
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Войтов В. Е., Тихменёва-Позднеева Н. А. Алексей Матвеевич Позднеев и его восточная коллекция. Самара: Агни, 2001. 180 c.
  2. Дондупов Д. Д. Тибетская традиция Ян в контексте музыкально-обрядового комплекса бурятского буддизма // Общество и этнополитика: материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф. (1 апреля - 15 июня 2008 г.). Новосибирск: СибАГС, 2008. С. 218-229.
  3. Золотухина А. В. Буддийский ритуал Пурдок (Пурба пуджа) и его музыкальные особенности // Музыка и время. 2012. № 1. С. 32-36.
  4. Золотухина А. В. К вопросу о методе этномузыкологического анализа буддийского ритуала // Народная культура Сибири: материалы XXI Научного семинара-симпозиума Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. Омск, 2012. С. 124-129.
  5. Китов В. В. Оркестр бурятских народных инструментов. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКиИ, 2001. 311 с.
  6. Сузукей В. Ю. Музыкальная культура Тувы в XX столетии. М.: Изд. дом "Композитор", 2007. 408 с.
  7. Crossley-Holland P. Musical instrument in Tibetan legend and folklore. Los Angeles: University of California, 1982. 42 p.
  8. Ellingson T. J. The Mandala of Sound: Concepts and Sound Structures in Tibetan Ritual Music: PhD dissertation. Washington, 1979. 831 p.
  9. Helffer M. Mchod-rol: Les instruments de la musique tibetaine. P.: Maison des Sciences de l'Homme, 1994. 400 p.
  10. Scheidegger D. A. Tibetan Ritual Music: A General Survey with Special Reference to the Mindroling Tradition. Z?rich: Tibet-Institut, 1988. 164 p.
  11. Stain R. A. Tibetan civilization. Stanford (Calif.): Stanford University Press, 1972. 292 p.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru