Необходимость комплексного исследования при проведении экспертиз (на примере исследования и атрибуции оклада, изготовленного гальванопластикой)
Дубровин Михаил Феликсович, Суслонова Маргарита Николаевна
Государственный научно-исследовательский институт реставрации
Музей Победы
Дата поступления рукописи в редакцию: 20.01.2020
Аннотация. В статье описывается исследование оклада иконы начала ХХ века, выполненного гальваническим способом и имеющего пробирные клейма 84-й золотниковой пробы; по формальным признакам он должен был быть признан подделкой. Проведённое комплексное исследование показало, что он не является гальванокопией с другого оклада, а является копией с оригинальной мастер-модели, с которой изготавливалось некоторое количество идентичных окладов; несмотря на несоответствие формальным требованиям руководства для экспертов, оклад был признан подлинным изделием начала ХХ века.
Ключевые слова и фразы: оклад иконы, комплексная экспертиза, чеканка, клейма пробирного надзора, гальванопластика, несоответствие пробы на клейме и пробы металла, из которого изготовлено изделие, icon setting, complex expertise, engraving, stamps of assay supervision, galvanoplastics, incorrect hallmark
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Волдаева В. Ю. Ювелирный дом Сазиковых. М.: Интербук-бизнес, 2014. 207 с.
Дубровин М. Ф. К вопросу атрибуции российских изделий из драгоценных металлов // Антикварное обозрение. 2001. № 2. С. 12-14.
Дубровин М. Ф. К вопросу атрибуции российских изделий из драгоценных металлов // Антикварное обозрение. 2002. № 3. С. 38-40.
Дубровин М. Ф. К вопросу атрибуции российских изделий из драгоценных металлов // Антикварное обозрение. 2004. № 1-2 (10-11). С. 69-72.
Дубровин М. Ф. Методические рекомендации по фотографированию клейм на изделиях из драгметаллов в исследовательских целях // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86). Ч. 3. С. 49-53.
Дубровин М. Ф. Московский пробирный мастер с клеймом "А • К". Кто он? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86). Ч. 2. С. 78-82.
Дубровин М. Ф. Несоответствия в периодах работы московских пробирных мастеров второй половины XIX века (по литературным источникам). Кто прав? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2018. № 3 (89). С. 128-134.
Дубровин М. Ф. Образцы клейм-именников фирмы Хлебникова на столовом серебре // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2003. № 7-8 (9). С. 49-50.
Иванов А. Н. Мастера золотого и серебряного дела в России (1600-1926): в 2-х т. М.: Русский национальный музей, 2002. Т. 1. 461 с.
Иванов А. Н. Мастера золотого и серебряного дела в России (1600-1926): в 2-х т. М.: Русский национальный музей, 2002. Т. 2. 446 с.
Иванов А. Н. Пробирное дело в России (1700-1946). М.: Русский национальный музей, 2002. 751 с.
Клад фабрикантши Лихачёвой: каталог выставки. СПб.: Издание Государственного Эрмитажа, 2010. 207 с.
Мунтян Т. Н. Произведения ведущих ювелирных фирм XIX - начала XX века. Фирма Фаберже: каталог собрания. М.: Музеи Московского Кремля, 2019. 453 с.
Мунтян Т. Н. Фаберже. Великие ювелиры России. Сокровища Оружейной палаты. М.: Красная площадь, 2000. 208 с.
Мунтян Т. Н. Федор Рюкерт & Карл Фаберже. М.: М. Ревякин, 2016. 612 с.
Отчёт по НИР "Исследование и анализ клейм пробирного надзора в Москве и Санкт-Петербурге с 1840-1896 года" (заключительный) за 2018 г. / ответственный исполнитель НИР М. Ф. Дубровин. 97 с. // Научно-технический архив Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР).
Постникова-Лосева М. М., Платонова Н. Г., Ульянова Б. Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. М.: ЮНВЕС; ТРИО, 1995. 374 с.
Смородинова Г. Г. Произведения фирмы Овчинникова в собрании Исторического музея. М.: Исторический музей, 2016. 382 с.