Периодизация развития баянно-аккордеонного искусства в Китае
Чжао Мин
Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки
Дата поступления рукописи в редакцию: 24.10.2020
Аннотация. Цель исследования - предложить периодизацию развития баянно-аккордеонного искусства в Китае. Научная новизна работы заключается в прояснении общей картины и перспектив развития китайского баянно-аккордеонного искусства, в создании более универсальной периодизации. Сопоставив стадии эволюции китайской и русской школ, а также сравнив предложенные Ван Дэцуном, Чжао Янем, Чжан Цзыцяном варианты их разделения и описания сущности выявленных этапов, автор настоящей статьи в результате пришел к собственному оригинальному взгляду на данную проблему. Понятийной основой новой периодизации стали введенные О. И. Спешиловой термины, характеризующие периоды развития баянно-аккордеонного искусства в русской культуре, - "адаптация", "специализация" и "академизация".
Ключевые слова и фразы: баянно-аккордеонное искусство в Китае, периодизация развития, адаптация, специализация, академизация, bayan-accordion art in China, development periodisation, adaptation, specialisation, academisation
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Ван Дэцун. Творчество китайских композиторов в контексте становления национального аккордеонного искусства: дисс. … к. иск. Н. Новгород, 2016. 163 с.
Варламов Д. И. Академизация народного искусства и образования исполнителей на русских народных инструментах // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 2 (38). С. 79-84.
Спешилова О. И. Особенности развития аккордеонного искусства в России: автореф. дисс. … к. иск. Магнитогорск, 2006. 24 с.
Interview with Ziqiang Zhang conducted by Kevin Friedrich [Электронный ресурс]. URL: http://www.accordion-news.cn/interviews/zhang/index-en.htm (дата обращения: 22.10.2020).
??,??.??????????????????????//????--?1?,??:?????????,2008. ? 75-77 (Ван Мин, Чэнь И. Шэн и аккордеон: взаимодействие китайской и западной культур // Китайская музыка. 2008. № 1. С. 75-77).
??.???????????//????????--?2?,??:???????????,2001. ? 25-29 (Шэнь Бо. Возникновение и развитие аккордеона в Китае [Электронный ресурс] // Журнал Тяньцзиньской музыкальной консерватории "Теана". 2001. № 2. С. 25-29). URL: http://www.accordions.com/china/luntan/sblwj.shtml (дата обращения: 22.10.2020).
??.????????????.????.??:??????.2004.34 ? (Су Цзюй. Композитор Ли Юйцю - музыка для аккордеона: дисс. … магистра музыковедения. Чунцин: Юго-Западный пед. ун-т, 2004. 34 c.).
??.?????????????????.????.?????????.2010.32 ? (Мо Йи. Прошлое и настоящее китайской аккордеонной педагогики: дисс. … магистра музыковедения. Наньцзин: Наньцзинский художественный ин-т, 2010. 32 с.).
??.???????????????????????//??????--?12?,???:???????,2012.? 135-136 (Чжао Янь. Интерпретация происхождения китайского шэн и западного аккордеона с точки зрения культурного симбиоза // Народная музыка. 2012. № 12. C. 135-136).
???.?????????????//????--?1?,??:???????,1991.? 42-43 (Чэнь Имин. Развитие аккордеона в Китае // Китайская музыка. 1991. № 1. С. 42-43).
??.20???????????????//??????????--?1?,??:??????????,2003.? 53-60 (Гао Цзе. Распространение китайского аккордеонного искусства в XX веке // Вестник Уханьской консерватории. 2003. № 1. С. 53-60).