Концепция вины в библейском повествовании как инструмент формирования индивидуальной и коллективной идентичности
Идрисов Азамат Жамбулатович
Санкт-Петербургский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 07.11.2020
Аннотация. Целью исследования является раскрытие особенностей библейского понимания таких понятий, как чувство вины и идентичность. Научная новизна состоит в попытке взглянуть на данную проблему со стороны христианской антропологии и отечественной религиозно-философской мысли. Полученные результаты показали: 1) вина рассматривается как первопричина и один из важнейших факторов формирования идентичности человека; 2) философская категория "Другой" представлена в библейском повествовании как проблема отношений между Богом и человеком; 3) в сюжете Нового Завета предлагается решение конфликта идентичностей путем искупления вины Иисусом Христом.
Ключевые слова и фразы: идентичность, чувство вины, Библия, грехопадение, христианская теология, identity, feeling of guilt, Bible, fall of man, Christian theology
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 608 c.
Буллер А., Линченко А. А. Как работает историческое прощение? Историческая вина и историческая ответственность как предмет философского осмысления // Философия и культура. 2019. № 11. C. 23-36.
Гоффман И. Стигма. Заметки об управлении испорченной идентичностью [Электронный ресурс] / пер. М. С. Добряковой. Ч. 1. Стигма и социальная идентичность; Ч. 2. Контроль над информацией и социальная идентичность (главы 3-6). 2001. URL: https://www.hse.ru/data/2011/11/15/1272895702/Goffman_stigma.pdf (дата обращения: 24.11.2020).
Давыденков О., прот. Догматическое богословие: учеб. пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. 624 с.
Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2009. 464 с.
Карсавин Л. П. Религиозно-философские сочинения: в 2-х т. М.: Ренессанс, 1992. Т. 1. 325 с.
Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. М.: Икар, 2012. 306 с.
Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. 432 с.
Никонов К. И. Современная христианская антропология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 187 с.
Нойманн И. Использование "Другого". Образы Востока в формировании европейских идентичностей. М.: Новое изд-во, 2004. 336 с.
Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000. 639 с.
Фрейд З. Тотем и табу. СПб.: Азбука-классика, 2005. 256 с.
Фромм Э. Забытый язык. Иметь или быть? М.: АСТ, 2009. 442 с.
Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. Изд-е 2-е, испр. М.: Политиздат, 1989. 542 с.
Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб.: Алетейя, 1998. 305 с.
Яннарас Х. Вера церкви. М.: Центр по изучению религий, 1992. 230 с.
Ясперс К. Вопрос о виновности. М.: Прогресс, 1999. 146 с.
Clarke P. B. Introduction. Towards a More Organic Understanding of Religion within a Global Framework [Электронный ресурс] // The Oxford Handbook of the Sociology of Religion. URL: https://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780199588961.001.0001/oxfordhb-9780199588961-e-001 (дата обращения: 03.12.2020).
Paden W. E. Reappraising Durkheim for the study and teaching of religion [Электронный ресурс] // The Oxford Handbook of the Sociology of Religion. URL: https://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780199588961.001.0001/oxfordhb-9780199588961-e-002 (дата обращения: 03.12.2020).