Особенности утопических учений в средневековой исламской философии
Сулимов Станислав Игоревич, Трегубова Динара Дмитриевна, Черенков Роман Александрович
Воронежский государственный университет
Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук
Воронежский государственный университет инженерных технологий
Дата поступления рукописи в редакцию: 30.09.2020
Аннотация. Цель исследования - обнаружить истоки исламской утопической философии, в частности мусульманского учения об идеальном государстве. Авторы обращаются к рассмотрению утопических социально-философских учений, созданных на арабском Востоке в Средние века. Научная новизна заключается в обнаружении и прослеживании преемственности между учениями Абу Юсуфа Аль-Кинди об автономии разума от божественного Откровения, Абу Насра Аль-Фараби о Добродетельном городе и Абу Хамида Аль-Газали об исправлении общественной и частной нравственности через познание природы добра. В результате исследования выявлено, что средневековая исламская утопическая мысль, зародившись как комментирование античных классиков (Платона и Аристотеля), обрела собственную гносеологию в трудах Аль-Кинди, а затем создала оригинальные социально-философские учения.
Ключевые слова и фразы: ислам, утопия, идеальное государство, платонизм, "фаласифа", Islam, utopia, ideal state, Platonism, "falasifa"
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1985. 624 с.
Великие мыслители Востока: выдающиеся мыслители, философские и религиозные произведения Китая, Индии, Японии, Кореи, исламского мира. М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. 656 с.
Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. С приложением избранных философских произведений Фараби, Газали и Маймонида. М.: АН СССР, 1960. 340 с.
Жане П. Мораль и политика на Древнем Востоке: брахманизм, буддизм, зороастризм, конфуцианство. Изд-е 2-е. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 106 с.
Корбен А. История исламской философии. Изд-е 3-е. М.: Академический Проект, 2016. 367 с.
Музаффаров Ф. Д. Жизнь и наследие теолога Абу Хамида Газзали // Credo new: теоретический журнал. 2016. № 1 (85). С. 86-93.
Сулимов С. И., Черниговских И. В. Теистическое и атеистическое люциферианство // Credo new: теоретический журнал. 2016. № 1 (85). С. 172-192.
Тарик А. Столкновение цивилизаций: крестовые походы, джихад и современность. М.: АСТ, 2006. 528 с.
Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990. 456 с.
Эйзенштадт Ш. Н. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999. 416 с.