Эффект реальности как аспект кинематографического опыта
Стругова Екатерина Александровна
Санкт-Петербургский государственный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 18.09.2020
Аннотация. Цель исследования - доказательство функционирования эффекта реальности в качестве аспекта и переживания в кинематографическом опыте. В статье критически пересматриваются семиотические, психоаналитические и аналитические трактовки понятия "зритель", учитывающие функциональную и экспрессивную сторону впечатления и эффекта реальности. Научная новизна исследования заключается в определении эффекта реальности посредством введения в его анализ моментов вытеснения, восполнения и дополнения. В результате обосновано, что эффект реальности как переживание, сопровождающее кинематографический опыт, одновременно выступает одним из его аспектов, сохраняющих свою специфику безотносительно нарративных, стилевых и жанровых особенностей фильма.
Ключевые слова и фразы: эффект реальности, аспект кинематографического опыта, переживание, впечатление реальности, теория кино, reality effect, aspect of filmic experience, feelings, impression of reality, film theory
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аронсон О. В. Аффект в координатах нефилософии // Философский журнал. 2015. Т. 8. № 1. С. 33-46.
Давыдова О. С. Аналитика аффекта в кино и фотографии: автореф. дисс.. к. культ. СПб., 2017. 29 с.
Петровская Е. В. Мыслить образами. От иконы к динамическому знаку // Вопросы философии. 2018. № 11. С. 57-64.
Barthes R. The Reality Effect // The Rustle of Language / transl. and ed. by R. Howard. Berkeley: University of California Press, 1989. P. 141-149.
Branigan E. Point of View in the Cinema: A Theory of Narration and Subjectivity in Classical Film. Berlin: Mouton Publishers, 1984. 288 p.
Brinkema E. The Forms of the Affects. Durham - L.: Duke University Press, 2014. 368 p.
Carroll N. Art and Mood: Preliminary Notes and Conjectures // The Monist. 2003. Vol. 86. № 4. P. 521-555.
Casetti F. Filmic experience // Screen. 2009. Vol. 50. № 1. P. 56-66.
Casetti F. Inside the Gaze. Bloomington: Indiana University Press, 1998. 175 p.
Dayan D. The Tutor-Code of Classical Cinema // Film Theory and Criticism: Introductory Readings / ed. by G. Mast, M. Cohen, L. Brady. 4th ed. N. Y.: Oxford University Press, 1992. P. 179-192.
Feagin S. L. Monsters, Disgust and Fascination // Philosophical Studies: An International Journal for Philosophy in the Analytic Tradition. 1992. Vol. 65. № 1-2. P. 75-84.
Gunning T. The Cinema of Attraction[s]: Early Film, Its Spectator and the Avant-Garde // The Cinema of Attractions Reloaded / ed. W. Strauven. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2006. P. 381-388.
Heath S. Notes on Suture // Screen. 1977. Vol. 18. № 4. P. 48-76.
Korsmeyer C. Fear and Disgust: The Sublime and the Sublate // Revue Internationale de Philosophie. 2008. Vol. 246. № 4. P. 367-379.
Kuhn A. Screen and screen theorizing today // Screen. 2009. Vol. 50. Issue 1. P. 1-12.
McGowan T. Looking for the Gaze: Lacanian Film Theory and Its Vicissitudes // Cinema Journal. 2003. Vol. 42. № 3. P. 27-47.
Metz C. On the Impression of Reality in the Cinema // Film Language: A Semiotics of the Cinema / transl. and ed. by M. Taylor. N. Y.: Oxford University Press, 1974. P. 3-16.
Middleton J. The Subject of Torture: Regarding the Pain of Americans in Hostel // Cinema Journal. 2010. Vol. 49. № 4. P. 1-24.
Mitry J. The Aesthetics and Psychology of the Cinema / transl. and ed. by C. King. Bloomington: Indiana University Press, 1997. 422 p.
Oudart J.-P. Cinema and Suture // Cahiers du cin?ma, 1969-1972: The Politics of Representation / ed. by N. Browne. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1990. P. 45-58.
Shaviro S. Post-Cinematic Affect. Winchester: Zero, 2010. 200 p.
Silverman K. The Subject of Semiotics. N. Y.: Oxford University Press, 1983. 320 p.