ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ ВЕТВИ БАХОВЕДЕНИЯ: РОДСТВО И ПОЛЕМИКА
Свистуненко Татьяна Анатольевна
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Дата поступления рукописи в редакцию: 25.03.2019
Аннотация. В статье рассматриваются корневые связи немецкой, британской и американской ветвей баховедения. Впервые освещается сфера исследований англоязычных (британских и американских) ученых творчества И. С. Баха с начала ХХ века и до наших дней. Предлагается информация о различных аспектах полемики, связанных с проблемами авторства, хронологии, символики, высоты тона в сочинениях композитора. Даются сведения о деятельности Американского Баховского общества, о научной периодике ("Bach Perspectives", "Bach: Journal of the Riemenschneider Bach Institute"), вестнике "Bach Notes" и о современной справочной литературе о Бахе.
Ключевые слова и фразы: баховедение, родство и полемика, проблемы авторства, хронология, символика, высота тона, композиторы-предшественники, Американское Баховское общество, Bachology, agreement and disagreement, problems of authorship, chronology, symbolism, pitch, composers-predecessors, American Bach Society
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха / пер. с англ. А. Е. Майкапара. М.: Музыка, 1993. 388 с.
Друскин М. Очерки. Статьи. Заметки. Л.: Сов. композитор, 1987. 304 с.
Майстер Х. Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И. С. Баха / пер. с нем. Л. Шишхановой. М.: Классика-ХХI, 2009. 112 с.
Шабалина Т. В. Рукописи И. С. Баха: ключи к тайнам творчества. СПб.: Logos, 1999. 439 с.
Bach Perspectives. Lincoln - L.: University of Nebraska Press, 1998. Vol. 3. Creative Responses to Bach from Mozart to Hindemith / ed. by M. Marissen. 162 р.
Bakker P. Postmoderne getallen. Ruth Tatlow over getalsverhoudingen in de geschreven muziek van Johann Sebastian Bach. Schraard: Kunst en Wetenschap, 2015. 28 S.
Bodky E. The Interpretation of Bach’s Keyboard Works. Connecticut: Greenwood Press; Publisher Westport, 1960. 421 р.
Boyd M. Bach Chorale Harmonization and Instrumental Counterpoint: in 2 parts. L.: Kahn and Averill, 1999. Part I. 39 p.; Part II. 39 p.
Boyd M. Bach. The Master Musicians / series ed. by Stanley Sadie. Oxford: Oxford University Press, 1995. 279 p.
Bukofzer M. Musiс in the Baroque Era. From Monteverdi to Bach. N. Y.: Norton, 1947. 489 p.
Carrell N. Bach the Borrower. L.: Allen & Unwin, 1967. 396 p.
Crist St. The Early Works and the Heritage of the Seventeenth Century // The Cambridge Companion to Bach / ed. by John Butt. Cambridge, 1997. Р. 75-85.
Dirksen P. Georg B?hm’s Keyboard Music: Questions of Authorship and Connections with the Music of J. S. Вach // Bach: Journal of the Riemenschneider Bach Institute. 2018. Vol. 49. № 1. Р. 93-115.
Eggebrecht H. H. Bachs Kunst der Fuge: Erscheinung und Deutung. Munich, 1984. XVIII+141 S.
Geiringer K. The Bach Family. Seven Generations of Creative Genius. L.: Allen & Unwin, 1954. 514 p.
Hill R. S. Keyboard Music from the Andreas Bach Book and the M?ller Manuscript / foreword by Chr. Wolff. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1991. 258 р.
Kerman J. The Art of Fugue. Bach Fugues for Keyboard 1715-1750. Includes a CD with New Recording by Davitt Moroney and Karen Rosenak. Berkley - Los Angeles - L.: University of California Press, 2005. 173 p.
Mann A. The Study of Fugue. The First History of Fugal Theory, Including Texts and Music of the Classical Treatises. N. Y.: Norton, 1965. 340 p.
Marissen M. Bach & God. Oxford University Press, 2016. 288 p.
Marshall R. L. The Music of Johann Sebastian Bach. The Sources, the Style, the Significance. N. Y.: Schirmer Books, 1989. 375 p.
Meister H. Musikalische Rhetorik und ihre Bedeutung f?r das Verst?ndnis barocker Musik, besonders der Musik J. S. Bachs. Regensburg: Feuchtinger & Gleichaft, 1995. 112 S.
Melamed D. R., Marissen M. An Introduction to Bach Studies. N. Y. - Oxford: Oxford University Press, 1998. 189 р.
Murata K. Bach’s Reception of Contrapuntal Technique in Weimar: A Focus on His Cooperative Exploration with Johann Walther // BACH NOTES. Newsletter of the American Bach Society. 2018. Spring. № 28. Paper Session IV.
Oldroyd G. The Technique and Spirit of the Fugue. Oxford - L. - N. Y.: Oxford University Press, 1948. 198 p.
Parry Ch. H. H. Johann Sebastian Bach. The Story of the Development of a Great Personality. N. Y. - L.: G. P. Putman’s Sons, 1909. 584 р.
Schmieder W. Thematisch-systematisches Verzeichnis der mus. Werke von J. S. Bach. 2. ?berarbeitete und erweiterte Ausgabe. Wiesbaden: Breitkopf & H?rtel, 1990. 940 S.
Schulenberg D. The Keyboard Music of J. S. Bach. Second edition. N. Y. - L.: Routledge, 2006. 530 p.
Siegele U. Bachs theologischer Formbegriff und das Duett F-dur: ein Vortrag Neuhausen-Stuttgart, 1978. Translated as Bach’s Theological Concept of Form and F Major Duet // Music Analysis. 1992. № 11. Р. 245-278.
Spitta Ph. Johann Sebastian Bach. His Work and Influence on the Music of Germany, 1685-1750: in 3 vols. / transl. by C. Bell and J. A. Fuller Maitland. L. - N. Y.: NOVELLO, Ewer and Co., 1899. Vol. I. 656 p.; Vol. II. 721 p.; Vol. III. 419 p.
Tatlow R. Bach and the Riddle of the Number Alphabet. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. 186 p.
Tatlow R. Bach’s Numbers: Compositional Proportion and Significance. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. 430 p.
Terry Ch. S. Bach. The Historical Approach. L. - N. Y.: Oxford University Press, 1930. 157 р.
Terry Ch. S. J. S. Bach. L.: Oxford University Press, 1929. 372 p.
Wolff Chr. Bach: Essays on His Life and Music. Cambridge, Massachusetts - L.: Harvard University Press, 1991. XIII+461 р.