ДИФИРАМБ - КОНЦЕРТНЫЙ РОМАНС В РУССКОЙ КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ВОКАЛЬНОЙ ПАРТИИ
Степанидина Ольга Дмитриевна
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Дата поступления рукописи в редакцию: 06.02.2019
Аннотация. В цикле из трёх статей рассматривается в комплексе трансформация русского камерного романса в новый концертный жанр - дифирамб. В данной статье анализируется изменение некоторых аспектов вокального искусства в связи с окончанием эпохи виртуозного стиля и переходом в патетический, а также влияние этого процесса на трансформацию вокальной партии камерного романса. Выявляются родственные черты с оперными ариями. Изучается роль фортепианной партии в ранних романсах-дифирамбах и её сходство с оперными партитурами этого периода. Определяется роль выдающихся русских оперных певцов в становлении исполнительских критериев дифирамбов.
Ключевые слова и фразы: трансформация жанра романса, вокальная партия, концертный романс, дифирамб, сходство с оперными ариями, роль оперных певцов, romance genre transformation, voice part, concert romance, dithyramb, similarity with opera arias, opera singers’ role
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Антонина Васильевна Нежданова: материалы и исследования. М.: Искусство, 1967. 543 с.
Балакирев М. А. Избранные романсы для голоса с фортепиано. М.: Музыка, 1968. 63 с.
Воспоминания о Рахманинове: в 2-х т. Изд-е 5-е, доп. М.: Музыка, 1988. Т. 1. 525 с.
Глинка М. И. Записки / подг. А. С. Розанов. М.: Музыка, 1988. 222 с.
Гольдшмидт Г. Франц Шуберт. Жизненный путь / ред. пер., предисл. и прим. Ю. Хохлова. Изд-е 2-е, доп., русское. М.: Музыка, 1968. 453 с.
История русской музыки: в 10-ти т. М.: Музыка, 1985. Т. 3. XVIII век. Ч. 2. 423 с.
История русской музыки: в 10-ти т. М.: Музыка, 1986. Т. 4. 1800-1825. 413 с.
История русской музыки: в 10-ти т. М.: Музыка, 1988. Т. 5. 1826-1850. 517 с.
Ларош Г. А. Избранные статьи: в 5-ти вып. Л.: Музыка, 1977. Вып. 4. Симфоническая и камерно-инструментальная музыка. 319 с.
Леонид Витальевич Собинов: в 2-х т. М.: Искусство, 1970. Т. 1. Письма. 791 с.
Леонид Витальевич Собинов: в 2-х т. М.: Искусство, 1970. Т. 2. Статьи, речи, высказывания. Письма к Л. В. Собинову. Воспоминания о Л. В. Собинове. 550 с.
Рахманинов С. Романсы. Полное собрание. М.: Гос. муз. изд-во, 1963. 330 с.
Римский-Корсаков Н. А. Избранные романсы для высокого голоса в сопровождении фортепиано. М.: Музыка, 1979. 39 с.
Римский-Корсаков Н. А. Пять романсов для голоса с фортепиано (высокий голос). М. - Л.: Музгиз, 1948. 19 с.
Римский-Корсаков Н. А. Сон в летнюю ночь. Свитезянка. Звонче жаворонка. Для высокого голоса с фортепьяно. М.: Гос. муз. изд-во, 1958. 22 с.
Рубинштейн А. Г. Литературное наследие: в 3-х т. М.: Музыка, 1984. Т. 2. Письма. 1850-1871. 219 c.
Степанидина О. Д. Проблемы взаимосвязи вокальной и фортепианной партий в русском романсе: дисс. … к. искусствоведения. М., 1984. 144 с.
Танеев С. Избранные романсы. Для голоса с фортепиано. Л.: Музыка, 1978. 79 с.
Тимохин В. Выдающиеся итальянские певцы: очерки. М.: Гос. муз. изд-во, 1962. 175 с.
Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. Л.: Музыка, 1986. 365 с.
Чайковский П. И. Полное собрание сочинений: в 17-ти т. М.: Музгиз, 1974. Т. 14. Письма. 717 с.
Чайковский П. Романсы. Полное собрание. Для голоса в сопровождении фортепиано: в 4-х т. М.: Музыка, 1966. Т. 1. 131 с.
Чайковский П. Романсы. Полное собрание. Для голоса в сопровождении фортепиано: в 4-х т. М.: Музыка, 1966. Т. 2. 133 с.
Чайковский П. Романсы. Полное собрание. Для голоса в сопровождении фортепиано: в 4-х т. М.: Музыка, 1967. Т. 3. 115 с.
Шуберт Ф. Избранные песни: в 6-ти т. М.: Музыка, 1975. Т. 1. Песни на слова И. В. Гёте. 215 с.
Шуберт Ф. Избранные песни: в 6-ти т. М.: Музыка, 1977. Т. 2. Песни на слова В. Мюллера. 180 с.
Шуман Р. Собрание вокальных сочинений: в 5-ти т. М.: Музыка, 1966. Т. 3. Песни для голоса с фортепиано. 166 с.