Попова Ольга Викторовна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 17.12.2018
Аннотация. В статье изучаются возможности применения фуколтианской методологии к анализу произведений биоарта - одного из направлений научного искусства. Автор рассматривает произведения биоарта как случай гетеротопии, доказывает, что они обладают описанными М. Фуко признаками гетеротопичности. В работе предлагается описание механизма гетеротопизации произведений искусства, в основе которого лежат процессы транзита и переописания, когда через трансформацию формы и функций и через включение в принципиально новые системы отношений объекты обретают ранее не присущие им свойства.
Ключевые слова и фразы: научное искусство, Science Art, биоарт, гетеротопия, М. Фуко, механизмы гетеротопизации в искусстве, признаки гетеротопии, постмодернистская методология, Science Art, BioArt, heterotopia, M. Foucault, mechanisms of heterotopisation in art, signs of heterotopia, postmodernist methodology
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Беззубова О. В. "Другие пространства" Мишеля Фуко: современные стратегии интерпретации // Вестник гражданских инженеров. 2011. № 2 (27). С. 199-204.
Видугирите И. Гетеротопии: миры, границы, повествование // Гетеротопии: миры, границы, повествование: сб. науч. ст. / ред. и сост. И. Видугирите, П. Лавринец, Г. Михайлова. Вильнюс: Изд-во Вильнюс. ун-та, 2015. С. 11-19.
Волков Д. Произведения искусства будут живыми [Электронный ресурс] // Диалог искусств. 2018. № 90. URL: http://di.mmoma.ru/news?mid=2822&id=1190 (дата обращения: 16.12.2018).
Заретски А. Зоо-арт ломовой лошади и экзамен по биоэтике [Электронный ресурс] // Biomediale: современное общество и геномная культура. URL: http://biomediale.ncca-kaliningrad.ru/?blang=ru&author=zaretsky (дата обращения: 16.12.2018).
Кац Э. Зеленый флуоресцирующий кролик [Электронный ресурс] // Biomediale: современное общество и геномная культура. URL: http://biomediale.ncca-kaliningrad.ru/?blang=ru&author=kac (дата обращения: 16.12.2018).
Международная конференция "Гетеротопии и семантика культурного ландшафта: проблемы визуализации" [Электронный ресурс]. URL: https://rah.ru/news/detail.php?ID=33821 (дата обращения: 16.12.1018).
Мигунов А. С., Ерохин С. В., Галкин Д. В., Гагарин В. Е. Научное искусство: истоки, сущность, терминология // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2012. № 6. С. 96-116.
Подорога В. Событие: Бог мертв. Фуко и Ницше [Электронный ресурс]. URL: http://www.nietzsche.ru/ look/xxc/ontologie/vpodoroga/ (дата обращения: 16.12.2018).
Руденко Н. И. Гетеротопия как переописание: музейные экспонаты, сети и практики // Социология власти. 2015. Т. 27. № 1. С. 181-195.
Сойя Э. У. Как писать о городе с точки зрения пространства? // Логос. 2008. № 3 (66). С. 130-140.
Тимофеева О. Гетеротопики о гетеротопиях: междисциплинарная конференция "Гетеротопии" [Электронный ресурс] // НЛО. 2007. № 88. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2007/88/ti31.html (дата обращения: 16.12.2018).
Фуко М. Другие пространства // Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью: в 3-х ч. / под ред. В. П. Большакова. М.: Праксис, 2006. Ч. 3. С. 191-205.
Шестакова Э. Г. Гетеротопия - рабочее понятие современной гуманитаристики: литературоведческий аспект // Критика и семиотика. 2014. № 1. С. 58-72.
Штепа В. И., Ерохин С. В., Гагарин В. Е. Направления научного искусства: биоарт // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12 (62). Ч. 3. С. 201-209.
Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии: в 2-х ч. / сост. и общ. ред. Д. Булатова. Калининград: БФ ГЦСИ, 2013. Ч. 1. Практика. 196 с.