СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА КАК ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Наумов Никита Вячеславович, Наумова Екатерина Григорьевна
Донской государственный технический университет
Аннотация. В настоящей статье осуществляется искусствоведческий анализ художественного творчества, исследуются его формы в их взаимосвязи. Цель данной работы заключается в изучении сущности и взаимосвязи искусства и дизайна как форм художественного творчества. Анализируются сущность художественного творчества; специфика искусства и дизайна как форм художественного творчества; взаимосвязь искусства и дизайна, дизайна и художественного конструирования. Методология предлагаемого исследования базируется на традициях символического и деятельностного подходов к пониманию культуры, искусства и художественной деятельности, на идеях метафизических оснований эстетической деятельности и гуманитарно-художественного значения дизайна в современной культуре. По мнению авторов, художественное творчество представлено в виде практической деятельности человека, которая направлена на формирование образов, отражающих современную реальность. Основными формами данной деятельности выступают искусство и дизайн, обладающие определенными своеобразными чертами.
Ключевые слова и фразы: культура, творчество, художественное творчество, искусство, дизайн, художественное конструирование, culture, creation, artistic creation, art, design, industrial design
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 2001. 288 с.
Бычков В. В. Эстетический лик бытия (умозрение Павла Флоренского). М.: Знание, 1990. 64 с.
Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10-ти т. СПб.: Азбука-классика, 2009. Т. 10. 927 с.
Воронов Н., Шестопал Я. Эстетика техники (очерки истории и теории). М.: Советская Россия, 1972. 176 с.
Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2-х т. М.: Мысль, 1970. Т. 1. 668 с.
Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 2-х т. СПб.: Наука, 1998. Т. 1. 622 с.
Генисаретский О. И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна: дисс. … д. искусствоведения. М., 1990. 346 с.
Глаголев В. С. Западное искусство XX - начала XXI в.: последствия элиминации онтологии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. Т. 10. Вып. 2. С. 223-233.
Гуревич П. С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1994. 317 с.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. СПб.: Диамант, 1996. Т. 4. 684 с.
Земпер Г. Практическая эстетика. М.: Искусство, 1970. 320 с.
Левченко Е. В. Искусство как вид познания: дисс. … д. филос. н. М., 2008. 346 с.
Лосев А. Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1969. Т. 2. Софисты. Сократ. Платон. 680 с.
Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2001. 704 с.
Михайлов С. М., Кулеева Л. М. Основы дизайна: учеб. пособие для вузов. М.: Союз дизайнеров России, 2002. 240 с.
Силантьева М. В. Пространственно-временной континуум в синхронных контекстах современных (художественных) практик: возвращение архаики? // Синхрония и модели смыслополагания в современной эстетике: V Овсянниковская международная эстетическая конференция (г. Москва, 27-28 ноября 2012 г.). М.: МГУ, 2012. С. 47-52.
Соловьев В. С. Сочинения: в 2-х т. / сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги. М.: Мысль, 1988. Т. 2. 822 с.
Социология вещей: сб. статей / под ред. В. Вахштайна. М.: Территория будущего, 2006. 392 с.
Степин В. С. Культура // Новая философская энциклопедия: в 4-х т. / Институт философии Российской академии наук; Национальный общественно-научный фонд; науч.-ред. совет: В. С. Степин и др. М.: Мысль, 2000. Т. 2. С. 56-58.
Толстых В. И. Искусство и мораль. О социальной сущности и функции искусства. М.: Политиздат, 1973. 440 с.
Флоренский П. А. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1994. Т. 1. 797 с.
Черникина Е. П. Дизайн: тенденции и перспективы его развития. Харьков: Знание, 2011. 246 с.