ТАДЖИКСКИЙ ФОНОИНСТРУМЕНТАРИЙ И КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИИ
Давлатзода Баходур Давлат, Рахимов Равиль Галимович
Таджикская национальная консерватория имени Т. Сатторова
Уфимская детская музыкальная школа № 4
Дата поступления рукописи в редакцию: 05.11.2019
Аннотация. Статья посвящена одной из малоисследованных тем музыкознания - таджикской инструментальной культуре. На основании работ ведущих специалистов по инструментоведению, а также собственных разработок авторы рассматривают коллективное музицирование на таджикских национальных фоноорудиях от унисонной традиции до электронной субкультуры. Основное место занимает сравнительный анализ партитуры таджикского оркестра народных инструментов с другими академическими составами. На рубеже XX-XXI вв. отмечена тенденция распада крупных оркестровых коллективов на ансамблевые группы, применяющие музыкально-компьютерные технологии.
Ключевые слова и фразы: культурная глобализация, монодия, таджикский этноинструментарий, оркестровая партитура, музыкально-компьютерная субкультура, cultural globalization, monody, Tajik ethnic instruments, orchestral score, musical computer subculture
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Азизи Ф. А. Внедрение принципов народной педагогики в систему музыкального образования // Бикмухаметовские чтения. К 70-летию со дня рождения Ш. М. Бикмухаметова: сб. ст. Всеросс. науч.-практ. конф. / сост. А. А. Хасбиуллина. Уфа: Изд-во БГПУ, 2017. С. 45-49.
Азизи Ф. А. Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков: дисс. … д. искусствоведения. Новосибирск, 2009. 364 с.
Геварт Ф.-О. Руководство к инструментовке / пер. с франц. (1865) // Чайковский П. И. Полное собрание сочинений: в 17-ти т. М.: ГМИ, 1961. Т. III-б. С. 11-360.
Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах: учеб. пособие для муз. вузов и уч-щ. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: РАМ им. Гнесиных, 2018. 640 с.
Мациевский И. В. Инструментальная музыка и этноисторическая идентификация: самосознание и традиция [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/28709539-Instrumentalnaya-muzyka-i-etnoistoricheskaya-identifikaciya-samosoznanie-i-tradiciya.html (дата обращения: 27.10.2019).
Низомов Х. Таджикский оркестр народных инструментов: особенности становления и формирования звуковой структуры [Электронный ресурс]. URL: https://www.kompozitor.tj/news/таджикский-оркестр-народных-инструм.html ?lang=ru (дата обращения: 27.10.2019).
Рахимов Р. Г. Музыкальная информатика: учебное пособие. Уфа: БГПУ, 2015. 48 с.
Сагитов Р. Р. Баян и цифровые технологии в башкирской музыкальной культуре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 11 (73). С. 129-133.
Саков С. В. Оркестровое tutti: автореф. дисс. … к. искусствоведения. М., 2004. 25 с.
Ульмасов Ф. А. Многоплановый унисон как художественный феномен восточной монодии // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 1А. С. 563-569.
Шишаков Ю. Н. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов: учеб. пособие. Изд-е 3-е, перераб. и доп. М.: Музыка, 2005. 272 с.
Эшанкулов М. Э. Музыкальные инструменты в системе искусства макома: автореф. дисс. … к. искусствоведения. СПб., 2016. 22 с.
General MIDI [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/General_MIDI (дата обращения: 03.11.2019).