ПОНЯТИЕ ЕДИНОГО В ГЕНОЛОГИИ ПЛОТИНА И ТРАНСФОРМАЦИЯ СМЫСЛА ЕДИНСТВА В СХОЛАСТИКЕ
Федчук Дмитрий Аркадьевич
Дальневосточный федеральный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 23.10.2019
Аннотация. В статье рассматриваются античные предпосылки понимания Бога как трансцендентного начала в средневековой схоластике. В центр внимания помещена философия Плотина, получившая позднее название генологии - учения о Едином. Автор показывает через сопоставление позиций Платона, Плотина и тезиса о первичности бытия "Книги о причинах", что схоластика, включившая в свой состав неоплатоническую концепцию Единого, должна была ее принципиальным образом переработать, так как с позиции генологии Единое лишено бытия, а с точки зрения схоластики Первое Начало является бытием как таковым.
Ключевые слова и фразы: Единое, сущее, бытие, генология, след Единого, трансцендентное начало, "One", matter, existence, henology, sign of "One", transcendental element
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Алымова Е. В., Караваева С. В. Лекция Платона "О Благе" в свете его писанного учения // Платоновские исследования. 2016. Т. 5. № 2. С. 25-45.
Гагинский А. М. Философия беспредпосылочных начал. М.: ИФ РАН, 2018. 193 с.
Жильсон Э. Бытие и сущность // Жильсон Э. Избранное. Христианская философия. М.: РОССПЭН, 2004. С. 321-582.
Книга о причинах // Историко-философский ежегодник 1990 / отв. ред. Н. В. Мотрошилова. М.: Наука, 1991. С. 189-210.
Месяц С. В. Прокл // Античная философия: энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 628-643.
Платон. Софист // Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 275-345.
Плотин. Пятая эннеада. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. 320 с.
Плотин. Шестая эннеада. Трактаты VI-IX / пер. с древнегреч. и послесл. Т. Г. Сидаша. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. 416 с.
Федчук Д. А. Единство Первой Причины и множественность сущего в философии Альберта Великого // История философии. 2019. Т. 24. № 1. С. 18-30.
Черняков А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. 460 c.
Aertsen J. A. Ontology and Henology in Medieval Philosophy (Thomas Aquinas, Master Eckhart and Berthold of Moosburg) // On Proclus and His Influence in Medieval Philosophy / ed. by E. P. Bos and P. A. Meijer. Leiden: Brill, 1992. P. 120-140.
Bechtle G. Speusippus’s neutral conception of the One and Plato’s Parmenides // Plato’s Parmenides and Its Heritage: in 2 vols. / ed. by J. Turner, K. Corrigan. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2010. Vol. 1. P. 37-58.
Beierwaltes W. Denken des Einen. Studien zur neuplatonischen Philosophie und ihrer Wirkungsgeschichte. Frankfurt am Main: Klostermann, 1985. 476 S.
Bradshaw D. Neoplatonic origins of the act of being // The Review of Metaphysics. 1999. Vol. 53. № 2. P. 383-401.
Dodds E. R. The Parmenides of Plato and the Origin of the Neoplatonic "One" // Classical Quarterly. 1928. Vol. 22. № 3-4. P. 129-142.
Halfwassen J. Der Aufstieg zum Einen: Untersuchungen zu Platon und Plotin. M?nchen - Leipzig: De Gruyter, 2006. 440 S.
Hubler J. N., Moderatus E. R. Dodds and the development of Neoplatonist emanation // Plato’s Parmenides and Its Heritage: in 2 vols. / ed. by J. Turner, K. Corrigan. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2010. Vol. 1. P. 115-130.