ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ИСТЕРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ОГЮСТА РОДЕНА
Мартынова Дарья Олеговна
Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств
Дата поступления рукописи в редакцию: 09.09.2019
Аннотация. Статья посвящена анализу связей художественного языка истерии и творчества скульптора Огюста Родена. Автор описал процессы актуализации истерии в художественной среде Франции второй половины XIX века и становления феномена истерии как художественного языка, проследил связи О. Родена с ведущими невропатологами этого периода, а также выявил заимствования визуальных образов истерии в скульптурах О. Родена. Подобное исследование затрагивает не изученный отечественными искусствоведами вопрос о влиянии новых медицинских открытий второй половины XIX века на искусство и демонстрирует перспективность дальнейшего изучения взаимосвязей феномена истерии и искусства.
Ключевые слова и фразы: скульптура, Огюст Роден, художественная репрезентация истерии, научные художественные произведения, социальная история искусства, интертекстуальность, sculpture, Auguste Rodin, artistic representation of hysteria, scientific artworks, social history of art, intertextuality
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Башкирцева М. К. Дневник. М.: Захаров, 2003. 688 с.
Роден О. Беседы об искусстве. СПб.: Азбука, 2014. 56 с.
Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996. 448 с.
Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998. 310 с.
Binion R. Love beyond Death: The Anatomy of a Myth in the Arts. N. Y. - L.: New York University Press, 1993. 184 р.
Callen A. Masculinity and muscularity: Dr Paul Richer and modern manhood // Paragraph. 2003. Vol. 26. № 1-2. P. 17-41.
Christ and the Magdalen [Электронный ресурс] // Mus?e Rodin. URL: http://www.musee-rodin.fr/en/collections/sculptures/ christ-and-magdalen (дата обращения: 19.09.2019).
Cladel J. Rodin: sa vie glorieuse, et sa vie inconnu. P.: Bernard Grasset, 1936. 438 р.
Elsen A., Jamison R. Rodin’s Art: The Rodin Collection of the Iris and B. Gerald Cantor Center for Visual Arts at Stanford University. N. Y.: Oxford University Press, 2003. 662 p.
Gordon R. From Charcot to Charlot: Unconscious Imitation and Spectatorship in French Cabaret and Early Cinema // Critical Inquiry. 2001. Vol. 27. P. 515-549.
Iris, Messenger of the Gods [Электронный ресурс] // Mus?e Rodin. URL: http://www.musee-rodin.fr/en/collections/sculptures/ iris-messenger-gods (дата обращения: 19.09.2019).
Justice-Malloy R. Charcot and the Theatre of Hysteria // The Journal of Popular Culture. 1995. Vol. 28 (4). P. 133-138.
Marshall J. W. Charcot and the Theatre of Horror and Terror. Performing Neurology. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2016. 277 р.
Meditation, or The Inner Voice [Электронный ресурс] // Mus?e Rodin. URL: http://www.musee-rodin.fr/en/collections/ sculptures/meditation-or-inner-voice (дата обращения: 19.09.2019).
Preez A. Putting on Appearances: Mimetic Representations of Hysteria // De Arte. 2004. Vol. 39. № 69. P. 47-61.
Richer P. ?tudes cliniques sur l'hyst?ro-?pilepsie, ou Grande hyst?rie. P.: Delaye & Lecrosnier, 1881. 780 р.
Richer P., Charcot J.-M. Les D?moniaques dans l’Art. P.: Delaye & Lecrosnier, 1887. 116 р.
Ruiz-G?mez N. A Hysterical Reading of Rodin’s "Gates of Hell" // Art History. 2013. Vol. 36. № 5. Р. 994-1017.
Schade S. Charcot and the spectacle of the hysterical body. The ‘pathos formula’ as anaesthetic staging of psychiatric discourse and a blindspot in the reception of Warburg // Art History. 1995. Vol. 18. № 4. P. 499-517.
Silverman D. Art Nouveau in Fin-de-Si?cle France: Politics, psychology, style. Berkeley, etc.: University of California Press, 1989. 415 р.