АУДИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ
Кульбижеков Виктор Николаевич
Сибирский федеральный университет; Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва
Дата поступления рукописи в редакцию: 02.10.2019
Аннотация. Автор рассматривает аудиальное мышление как средство рационального познания иррациональных в своей основе феноменов, способ моделирования звуковой картины мира. В статье отмечается социальная обусловленность аудиального мышления, являющегося способом невербальной коммуникации. Смысл, данный аудиально, но не артикулированный вербально, является наиболее действенным средством влияния на умонастроение людей, на массовое сознание, инициирует различные модели социального поведения. Аудиальное мышление реконструирует и трансформирует бессознательные мыслечувства в ясные опредмеченные звуковые модели. Аудиальность не только отражает, но и преображает объективную реальность, способствует формированию и выражению новых идеалов.
Ключевые слова и фразы: аудиальное мышление, вербальное, невербальное, звуковая картина мира, художественное познание, моделирование, музыкальная речь, социальное, массовая культура, auditory thinking, the verbal, the non-verbal, acoustic worldview, artistic cognition, modelling, melodious speech, the social, mass culture
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Верцман И. Е. Проблемы художественного познания. М.: Искусство, 1967. 344 с.
Горбунова И. Б., Заливадный М. С., Товпич И. О. Аудиовизуальный синтез: опыт музыкально-теоретического рассмотрения проблем // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6 (113). Ч. 1. С. 162-175.
Искусство как язык - языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов / под ред. Н. С. Плотникова и Н. П. Подземской при участии Ю. Н. Якименко. М.: Новое литературное обозрение, 2017. Т. 1. Исследования. 456 с.
Искусство как язык - языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов / под ред. Н. С. Плотникова и Н. П. Подземской при участии Ю. Н. Якименко. М.: Новое литературное обозрение, 2017. Т. 2. Публикации. 928 с.
Казакова С. В. Проблемы формирования аудиальной культуры: к вопросу о содержании музыкально-профессионального образования // Образование и наука. Известия УРО РАО. 2010. № 3 (71). С. 123-130.
Кульбижеков В. Н. Некоторые размышления о внемузыкальных аудиальных феноменах // International Scientific and Practical Conference "World Science". 2016. Vol. 5. № 9 (13). Rost (Dubai). P. 44-48.
Кульбижеков В. Н. Рациональные основания музыкального творчества. Механизмы мысленного эксперимента в классической западноевропейской музыке Нового времени. Изд-е стер. М.: ЛИБРОКОМ, 2016. 200 с.
Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. 352 с.
Морозов В. П. Невербальная коммуникация. Экспериментально-психологические исследования. М.: Ин-т психологии РАН, 2011. 528 с.
Очерки эстетики и теории искусства / отв. ред.: А. С. Мигунов, Н. А. Хренов; Гос. ин-т искусствознания. М.: Канон+; РООИ "Реабилитация", 2013. 448 с.
Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. М.: Музыка, 1983. 304 с.
Сохор А. Н. Музыка как вид искусства. Изд-е 2-е, стер. М.: Планета музыки, 2018. 128 с.