СТАНОВЛЕНИЕ ЛАДОИНТОНАЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ Ф. А. РУБЦОВА(К 115-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ УЧЕНОГО)
Редькова Евгения Сергеевна
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Аннотация. Наиболее значимые работы ленинградского музыковеда Феодосия Антоновича Рубцова (1904-1986) "Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов", "Основы ладового строения русских народных песен", "Смысловое значение кадансов в календарных песнях" посвящены проблемам ладового и интонационного анализа обрядовых песен славян. Изучение неопубликованного пособия "Хрестоматия по народному музыкальному творчеству" позволяет проследить круг источников, находившихся в поле внимания ученого, понять процесс развития идей, связанных с исследованием ладовых структур и речевой интонации.
Ключевые слова и фразы: Феодосий Антонович Рубцов, сравнительное музыкознание, лад, звукоряд, речевая интонация, мелос, попевка, календарно-обрядовый фольклор, музыкальный фольклор славян, Feodosy Antonovich Rubtsov, comparative musicology, scale, tone row, verbal intonation, melos, melody, calendar and ritual folklore, Slavonic musical folklore
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Архив Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (Архив ФЭЦ СПбГК РФ). Рукописный фонд Ф. А. Рубцова. П. 5.
Всеволодский-Гернгросс В. Н. Теория русской речевой интонации. П.: Государственное изд-во, 1922. 128 с.
Горковенко А. А. Критика справа // Советская музыка. 1967. № 1. С. 137-139.
Гошовский В. Л. У истоков народной музыки славян: очерки по музыкальному славяноведению. М.: Советский композитор, 1971. 304 с.
Земцовский И. И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, Ленинградское отд-е, 1975. 224 с.
Квитка К. В. Ангемитонные примитивы и теория Сокальского // Квитка К. В. Избранные труды: в 2-х т. М.: Советский композитор, 1971. Т. 1. С. 286-308.
Квитка К. В. Об историческом значении календарных песен // Квитка К. В. Избранные труды: в 2-х т. М.: Советский композитор, 1971. Т. 1. С. 73-100.
Квитка К. В. Об областях распространения некоторых типов белорусских календарных и свадебных песен // Белорусские народные песни / сост. З. В. Эвальд; ред., предисл. Е. В. Гиппиуса. Л. - Мн.: Музгиз, 1941. С. 123-131.
Квитка К. В. Пентатоника у славянских народов // Квитка К. В. Избранные труды: в 2-х т. М.: Советский композитор, 1971. Т. 1. С. 279-284.
Квитка К. В. Первобытные звукоряды // Квитка К. В. Избранные труды: в 2-х т. М.: Советский композитор, 1971. Т. 1. С. 215-274.
Квитка К. В. Песни украинских зимних обрядовых празднеств // Квитка К. В. Избранные труды: в 2-х т. М.: Советский композитор, 1971. Т. 1. С. 103-155.
Квитка К. В. Явления общности в мелодике и ритмике болгарских народных песен и песен восточных славян // Квитка К. В. Избранные труды: в 2-х т. М.: Советский композитор, 1971. Т. 1. С. 191-212.
Коргузалов В. В. Генетические предпосылки жанровой классификации музыкального фольклора // Русский фольклор. 1975. Т. 15. С. 240-273.
Королькова И. В. Лирические песни в традиционной культуре Северо-Запада России. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2010. 360 с.
Котикова Н. Л. Ф. А. Рубцов // Рубцов Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору. Л. - М.: Советский композитор, 1973. С. 3-7.
Кулева С. Р. Неизвестная частушка. Вологда: Изд-во Вологодского обл. научно-методического центра культуры и повышения квалификации, 2008. 247 с.
Линева Е. Э. Великорусские песни в народной гармонизации. СПб.: Изд. АН, 1904. Вып. 1. L+90 с.; 1909. Вып. 2. LXXX+65 с.
Лобкова Г. В. Древности Псковской земли: жатвенная обрядность: образы, ритуалы, художественная система. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. 223 с.
Мельник (Якубовская) Е. И. Образование вариантов в народной песенной традиции: на материале лирических песен Устьянского района Архангельской области: дисс. … к. искусствоведения. Л., 1985. 189 с.
Мехнецов А. М. Народно-песенная культура русского старожильческого населения Западной Сибири. СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. 208 с.
Мехнецов А. М. Традиция как основополагающий принцип народной музыкальной культуры // Русская народная песня: стиль, жанр, традиция: сб. науч. ст. Л.: Изд-во Ленинградской гос. консерватории, 1985. С. 5-19.
Орлова Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: история становления и сущность. М.: Музыка, 1984. 302 с.
Попова И. С. Типология фольклорных форм в системе масленичных обрядов Новгородской области: автореф. дисс. … к. искусствоведения. СПб., 1998. 27 с.
Рубцов Ф. А. Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов: опыт исследования. Л.: Советский композитор, 1962. 115 с.
Рубцов Ф. А. Основы ладового строения русских народных песен. Л.: Музыка, 1964. 96 с.
Рубцов Ф. А. Смысловое значение кадансов в календарных песнях // Вопросы теории и эстетики музыки: сб. статей. Л.: Музыка, 1962. Вып. 1. С. 125-147.
Руднева А. В. Ладовое строение русских народных песен // Народное музыкальное творчество: очерки по теории фольклора / ред.-сост. Н. Н. Гилярова, Л. Ф. Костюковец. М.: Советский композитор, 1990. С. 104-138.
Сокальский П. П. Русская народная музыка великорусская и малорусская в ее строении мелодическом и ритмическом и ее отличия от основ современной гармонической музыки. Х.: Тип. А. Дарре, 1888. 368 с.
Христиансен Л. Л. Лед тронулся // Советская музыка. 1966. № 7. С. 129-136.
Эвальд З. В. Социальное переосмысление жнивных песен белорусского Полесья // Эвальд З. В. Песни белорусского Полесья / под ред. Е. В. Гиппиуса. М.: Советский композитор, 1979. С. 15-32.
Юсфин А. Г. В поисках истины // Советская музыка. 1967. № 1. С. 134-137.