???????? ОТ ПЛАТОНА ДО ПАТРИЦИ: ТОЖДЕСТВО VS ИНАКОВОСТЬ
Жаринов Семен Александрович, Булгакова Ирина Анатольевна
Тюменский индустриальный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 30.07.2019
Аннотация. В данной статье осуществляется гетерологический анализ филавтии, "себялюбия", в контексте античной, средневековой и возрожденческой философии любви. Выявляется статус любви к себе в наиболее влиятельных концепциях любви указанных периодов. Обращается внимание на обусловленность этого статуса решением онтологической проблематики тождества и различия. Авторы приходят к выводу, что признание себялюбия базовой и конститутивной формой любви (эроса) характерно для монистических и тяготеющих к монизму онтологий (платонизм, неоплатонизм, аристотелизм и др.). Связь монизма и себялюбия эксплицитно представлена у возрожденческого неоплатоника Францеско Патрици. "Другой" здесь может быть любим лишь как подобие "Я" любящего (как его другое "Я"), что предполагает редукцию его инаковости к тождеству. Иную ситуацию мы находим в христианстве, где любовные отношения между инаковыми Лицами определяют саму онтологию Бога. Здесь любовь (агапэ) исключительно означает отношение к Другому как Другому, т.е. как уникальной личности.
Ключевые слова и фразы: любовь, себялюбие, эрос, агапэ, каритас, философия любви, тождество, различие, инаковость, Другой, гетерология, love, self-love, Eros, agape, caritas, philosophy of love, identity, difference, otherness, "the Other", heterology
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Августин Блж. Творения: в 4-х т. СПб. - К.: Алетейя; УЦИММ-Пресс, 2000. Т. 4. 589 с.
Аврелий М. Размышления. Л.: Наука, 1985. 248 с.
Аристотель. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.
Гильдебранд Д. фон. Метафизика любви. СПб.: Алетейя, 1999. 628 с.
Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека: в 2-х т. М.: "Греко-латинский кабинет" Ю. А. Шичалина, 2001. Т. 1. 608 с.
Максим Исповедник. Творения: в 2-х кн. М.: Мартис, 1993. Кн. I. Богословские и аскетические трактаты. 353 с.
Милано А. Женщина и любовь в Библии. Эрос, агапа, личность. СПб.: Алетейя, 2011. 344 с.
О любви и красотах женщин: трактаты о любви эпохи Возрождения / сост. и авт. вступ. ст. В. П. Шестаков. М.: Республика, 1992. 368 с.
Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1994. Т. 4. 830 с.
Плотин. Эннеады: в 7-ми т. СПб.: Издательство Олега Абышко; Университетская книга - СПб, 2005. Т. 7. Шестая эннеада. Трактаты VI-IX. 416 с.
Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977. 385 с.
Скворцов К. Августин Иппонийский как психолог // Августин: pro et contra / сост. Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов. СПб.: Издательство РХГА, 2002. С. 20-89.
Фома Аквинский. Сумма теологии. К.: Ника-Центр, 2006. Часть II-I. Вопросы 1-48. 560 с.
Фома Аквинский. Сумма теологии. К.: Ника-Центр, 2011. Часть II-II. Вопросы 1-46. 576 с.
Фрагменты ранних стоиков: в 2-х т. / Ин-т философии РАН. М.: "Греко-латинский кабинет" Ю. А. Шичалина, 1998. Т. 1. Зенон и его ученики. 272 с.
Фрейд З. Основной инстинкт. М.: Олимп; АСТ-ЛТД, 1997. 656 с.
Эстетика Ренессанса: антология: в 2-х т. М.: Искусство, 1981. Т. 1. 495 с.
Gallagher D. M. Thomas Aquinas on Self-Love as the Basis for Love of Others // ACTA PHILOSOPHICA. 1999. Vol. 8. Fasc. 1. P. 23-44.
Nygren A. Agape and Eros. Philadelphia: The Westminster Press, 1953. 764 p.
Sullivan E. Natural Self-Transcending Love According to Thomas Aquinas // Nova et Vetera. English Edition. 2014. Vol. 12. № 3. P. 913-946.