ВОЕННЫЙ ПАРАД В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА КАК СИМВОЛ ПРОСЛАВЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I: ОТРАЖЕНИЕ КЛАССИЦИСТИЧЕСКОЙ ИДЕИ В ПОЛОТНАХ РОМАНТИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТ А. И. ЛАДЮРНЕРА И Г. Г. ЧЕРНЕЦОВА)
Бейнер Илга Яновна
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Дата поступления рукописи в редакцию: 13.03.2018
Аннотация. Статья посвящена обозначению особенностей изображения и интерпретирования военного парада в русской станковой живописи второй четверти XIX века как символа прославления эпохи правления императора Николая I. Автором делается попытка анализа способов построения художественных пространств, решенных в романтическом ключе, но отвечающих при этом классицистической традиции увековечивания образа монарха. В качестве примеров живописного повествования выступают полотна А. И. Ладюрнера и Г. Г. Чернецова, посвященные воздвижению памятника самодержцу Александру I на Дворцовой площади в 1834 году.
Ключевые слова и фразы: русская станковая живопись второй четверти XIX века, классицизм, романтизм, военный парад, построение художественного пространства, репрезентация монархической власти, А. И. Ладюрнер, Г. Г. Чернецов, Russian easel painting of the second quarter of the XIX century, classicism, romanticism, military parade, development of artistic space, representation of monarchial power, A. I. Ladurner, G. G. Chernetsov
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Андриайнен С. В. Императорские смотры и маневры в армии Николая I // Эпоха Романовых и современные проблемы российского общества: материалы международной научной конференции (24-25 октября 2013 г.). СПб.: Изд-во ГПА, 2013. С. 164-168.
Вилинбахов Г. В. "Их золотцу, шитью - дивятся будто солнцам" // За веру и верность. Три века Российской императорской гвардии: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. СПб.: Славия, 2003. С. 143-186.
Лиманская Л. Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта: исследования по теории и методологии искусствознания. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2004. 223 с.
Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Азбука-Классика, 2015. 602 с.
Малышев С. А. Военный Петербург эпохи Николая I. М.: Центрполиграф, 2012. 397 с.
Ротач А. Л., Чеканова О. А. Огюст Монферран. Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1990. 224 с.
Русская гвардия в картинах А. И. Ладюрнера / авт.-сост. С. А. Подстаницкий, О. Г. Леонов, С. А. Попов. М.: Фонд "Русские витязи", 2017. 168 с.
Северная пчела. 1834. № 197. 3 сентября.
Уортман Р. С. "Официальная народность" и национальный миф российской монархии XIX века // Россия / Russia. М.: ОГИ, 1999. Вып. 3 (11). Культурные практики в идеологической перспективе: Россия, XVIII - начало XX века. С. 233-244.
Уортман Р. С. Сценарии власти: мифы и церемонии русской монархии: в 2-х т. // Материалы и исследования по истории русской культуры. М.: ОГИ, 2002. Вып. 8. Труды по истории. Т. I. От Петра Великого до смерти Николая I. С. 68-544.
Чулков Г. И. Императоры: психологические портреты / вступ. ст. и коммент. В. Н. Баскакова. М.: Художественная литература, 1993. 382 с.