Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Манускрипт (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2018. № 12. Ч. 2. С. 314-317.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-12-2.28

МЕТАМОРФОЗЫ ВАЛЬСА В РУССКОЙ МУЗЫКЕ XIX ВЕКА

Абдуллина Галина Вадимовна, Сюй Жун
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена


Дата поступления рукописи в редакцию: 31.10.2018
Аннотация. В статье рассматривается бытование жанра вальса в русской музыкальной культуре XIX века и его эволюция. Первым русским классическим вальсом следует считать "Вальс-фантазию" М. Глинки. Особенность русских вальсов заключается в тесной связи вокальных и танцевальных жанров, с этим сопряжена большая гибкость вальсовой формулы. Наряду с вокальной и фортепианной миниатюрами в русской музыке вальс нашел свое место в сюитах и симфониях, оперных и балетных спектаклях. Авторы отмечают, что, начиная с любительского бытового музицирования начала века, вальс поднялся до масштабных концертных сочинений в творчестве П. Чайковского и А. Глазунова, до философских размышлений и широких обобщений.
Ключевые слова и фразы: вальс, вальсовость, танцевальные жанры, бал, выразительность, фортепиано, быт, поэтика, ритмическая формула, интонационность, вальс-портрет, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, балет, метаморфозы, переосмысление, А. С. Пушкин, waltz, waltz nature, dance genres, ball, expressiveness, piano, everyday life, poetics, rhythmic formula, intonation nature, waltz-portrait, M. I. Glinka, P. I. Tchaikovsky, A. K. Glazunov, ballet, metamorphoses, reconsideration, A. S. Pushkin
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Абдуллина Г. В. Инструментальная пассакалия на рубеже XX-XXI веков // Лики музыки XXI века: приношение Галине Уствольской, Борису Тищенко: коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. С. 212-223.
  2. Асафьев Б. В. О музыке Чайковского. Л.: Музыка (Ленингр. отд-е), 1972. 376 с.
  3. Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. Л.: Музыка, 1978. 199 с.
  4. Брянцева В. Н. О претворении вальсовости в творчестве П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова // С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873-1993): материалы научной конференции. М., 1995. С. 120-129.
  5. Друскин М. С. Очерки по истории танцевальной музыки. Л.: Музыка, 1980. 202 с.
  6. Житомирский Д. В. Балеты П. И. Чайковского. М.: Музгиз, 1957. 120 с.
  7. Ивановский Н. Бальный танец XVI-XIX веков: учеб. пособие. М.: Музыка, 1978. 256 с.
  8. Немировская И. А. Феномен детства в творчестве отечественных композиторов второй половины XIX - первой половины ХХ веков: автореф. дисс. … д. искусствоведения. Магнитогорск, 2011. 48 с.
  9. Петровский Л. Г. Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. Х.: Типография университета, 1825. 145 с.
  10. Сохор А. Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М.: Музыка, 1971. С. 292-310.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru