"ПЛАЧ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ" КАК ФЕНОМЕН ПОЭТИКО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Немкова Ольга Вячеславовна
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С. В. Рахманинова
Дата поступления рукописи в редакцию: 10.10.2018
Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию феномена поэтико-музыкального претворения в художественной культуре Средневековья сюжета "Плач Пресвятой Богородицы". Рассмотрены истоки и выявлены основные направления развития в искусстве данного сюжета: каноническое (церковное), светское (театрально-драматическое, концертное), фольклорное (духовно-религиозное народное творчество). Проблематика работы обусловила необходимость обращения как к Восточной (православной), так и к Западной (католической) христианским традициям. На материале произведений св. Романа Сладкопевца, св. Симеона Метафраста (Логофета), бл. Якопоне да Тоди "Плач Богоматери" изучен в аспекте онтологических, эстетических, мировоззренческих, конфессионально обусловленных особенностей.
Ключевые слова и фразы: "язычество" в музыке, примитивизм, фовизм, художественно-эстетическая мариология, страстно?й богородичный сюжет, апокриф, "paganism" in music, primitivism, fauvism, artistic and aesthetic Mariology, passionate virgin plot, apocrypha
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Книга третия: Каноны Постной Триоди. СПб.: Синод. типография, 1856. 242 с.
Буйневич А. В. Образный строй и стилевые особенности поэзии Якопоне да Тоди [Электронный ресурс]. URL: http://krotov.info/libr_min/02_b/uy/nevich_2004.htm (дата обращения: 12.09.2018).
Гаспаров М. Л. Место латинской литературы в литературе XII-XIII вв. Клерикальные жанры средневековой латинской литературы // История всемирной литературы: в 9-ти т. / Академия наук СССР, Институт мировой литературы им. А. М. Горького; гл. ред. Г. П. Бердников. М.: Наука, 1984. Т. 2. С. 499-507.
Гуляницкая Н. Nova musica sacra: жанровая панорама [Электронный ресурс]. URL: http://www.opentextnn.ru/ music/epoch%20/XX/?id=3792 (дата обращения: 12.09.2018).
Жоссан Н. Ю. Претворение жанра плача в русской хоровой музыке второй половины ХХ - ХХI веков // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 1 (18). С. 50-54.
Карпов П. Е. Творчество А. Ларина в контексте традиций Московской хоровой школы: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Саратов, 2006. 26 с.
Керн Киприан, архимандрит. Не рыдай Мене, Мати // Керн Киприан, архимандрит. "Взгляните на лилии полевые…": курс лекций по литургическому богословию. Решма: Макариев-Решемская обитель, 1999. С. 50-56.
Красовицкая М. С. Литургика: курс лекций. Изд-е 7-е, испр. и доп. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. 224 с.
Немкова О. В. Марианская лауда как позднесредневековый феномен взаимодействия клерикальной и мирской культур // Проблемы музыкальной науки. 2013. № 2 (13). С. 258-262.
Роман Сладкопевец, преподобный. Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, на двунадесятые праздники и на каждый день Страстной седмицы / пер. с древнегреч. диакона Сергия Цветкова. М.: Типогр. Л. Ф. Снегирёва, 1881. 203+VIII с.
Савельева О. А. Книжные плачи в древнерусской литературе: дисс. … к. филол. н. Новосибирск, 1994. 305 с.
Свиридова А. В. Образ Богоматери в хоровых циклах Ю. Фалика и Д. Смирнова // Южно-российский музыкальный альманах. 2011. № 1. С. 29-38.
Симеон Логофет Метафраст, преподобный. Слово на Плач Пресвятыя Богородицы, когда Она объяла, приняв со Креста, Честное Тело Господа нашего Иисуса [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Metafrast/slovo-na-plach-presvjatyja-bogoroditsy-kogda-ona-ob-jala-prinjav-so-kresta-chestnoe-telo-gospoda-nashego-iisusa-hrista/ (дата обращения: 20.09.2018).
Симеон Метафраст, св. Канон о Распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы. Творение Симона Логофета. Изд-е 4-е. СПб.: Синодальная тип., 1912. 31 с.
Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово Третье. О том, что нам надлежит испытать самих себя, имеем ли мы блаженства Христовы, потому что они (добродетели, ими указуемыя) суть знак печати (Христовой) // Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова / в пер. на рус. яз. с новогреческаго епископа Феофана. Изд-е 2-е. М.: Афонский Русский Пантелеимонов монастырь, 1892. С. 32-44.
Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона. С историческим введением. М.: Паломник, 1995. Вып. 1-3. 936 с.
Сквирская Т. З. Плач и покаяние в древнерусских песнопениях: дисс. … к. искусствоведения. СПб., 1993. 236 с.
Страсти по Матфею. Епископ Иларион (Алфеев) [Электронный ресурс]. URL: http://intoclassics.net/news/2016-05-06-18769 (дата обращения: 12.09.2018).
Топорова А. В. Религиозная поэзия // История литературы Италии: в 4-х т. / ред. М. Л. Андреев, Р. И. Хлодовский. М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2000. Т. 1. Средние века. С. 109-149.
Успенский Н. Д. Кондаки св. Романа Сладкопевца // Богословские труды. 1968. Сб. 4. С. 191-201.
Успенский Н. Д. Роман Сладкопевец и его кондаки [Электронный ресурс]: актовая речь на торжественном заседании совета Ленинградской Духовной Академии 9 октября 1966 года // Библиотека Якова Кротова. URL: http://krotov.info/ library/20_u/sp/ensky_n_2.htm (дата обращения: 18.09.2018).