ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ЭРОС В ИСТОРИОСОФИИ ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА
Касимов Руслан Харисович, Жаринов Семен Александрович
Тюменский индустриальный университет
Дата поступления рукописи в редакцию: 12.09.2018
Аннотация. В статье осуществлена попытка экспликации философии любви Освальда Шпенглера в контексте его цивилизационистики. В результате анализа черт аполлонической, фаустовской и магической душ авторы определяют три типа любви (афродизия, эрос, агапэ), обнаруживающих себя в античной, западной и арабо-византийской культурах соответственно. Представленная в работе типология любви обосновывается характером оппозиции Я - Другой, определяющим специфику каждого из типов любви: привативный, градуальный и эквиполентный. Выявлено, что если первые две любви так или иначе характеризует Я-центричность, то подлинную онтологию Другого обнаруживает лишь магическая форма любви - агапэ.
Ключевые слова и фразы: любовь, эрос, агапэ, афродизия, Другой, локальная цивилизация, органицизм, love, eros, agape, aphrodisia, the Other, local civilization, organicism
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Вершинин С. Е. Освальд Шпенглер и Мартин Хайдеггер // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2004. № 5. С. 116-129.
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. 639 с.
Колесов В. В. Древняя Русь: наследие в слове: в 5-ти кн. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2011. Кн. 4. Мудрость слова. 480 с.
Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. 959 с.
Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: АСТ, 2003. 526 с.
Милано А. Женщина и любовь в Библии. Эрос, агапа, личность. СПб.: Алетейя, 2011. 344 с.
Орнатская Л. А. О. Шпенглер: возможна ли вообще подлинная философия сегодня или в будущем? // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук: сборник трудов участников Второй международной научно-практической конференции. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского академического университета, 2015. С. 257-260.
Перцев А. В. Актуальность Шпенглера: спустя век после "Заката Европы" // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. 2015. № 2 (140). С. 29-51.
Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. / под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. Т. 2. 528 с.
Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. / под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. Т. 3. 654 с.
Ружмон Д. де. Любов і західна культура. Львів: Літопис, 2000. 304 с.
Семенов Ю. И. Философия истории (общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). М.: Современные тетради, 2003. 776 с.
Степин В. С. Цивилизация и культура. СПб.: СПбГУП, 2011. 408 с.
Трубецкой Н. С. Основы фонологии. М.: Аспект Пресс, 2000. 352 с.
Фуко М. Использование удовольствий: в 2-х т. / пер. с фр. В. Каплуна. СПб.: Академический проект, 2004. Т. 2. История сексуальности. 432 с.
Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1981. 374 с.
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2-х т. М.: Мысль, 1998. Т. 1. Гештальт и действительность. 663 с.
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2-х т. М.: Мысль, 1998. Т. 2. Всемирно-исторические перспективы. 606 с.
Nygren A. Agape and Eros. Philadelphia: The Westminster Press, 1953. 381 p.
Spengler O. Urfragen. Fragmente aus dem Nachlass. M?nchen: Beck, Cop., 1965. 373 S.