Особенности обучения китайских студентов - будущих учителей изобразительного искусства китайским акварельным техникам на пленэре
Чан Хунбинь
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Дата поступления рукописи в редакцию: 05.03.2022
Аннотация. Цель исследования - определить особенности обучения традиционной китайской акварельной живописи при подготовке будущих учителей изобразительного искусства на пленэрной практике в высших учебных учреждениях Китайской Народной Республики. В статье анализируются основные жанры, стили, техники китайской живописи, применяемые в пленэрной работе с акварелью студентами. Научная новизна заключается в выявлении особенностей китайских акварельных техник, применяемых на пленэрной практике при обучении студентов. Использование технологии проблемного обучения дает возможность формирования профессиональных навыков у будущих учителей изобразительного искусства при работе с акварелью, сохраняющих преемственность традиций китайского изобразительного искусства. В результате показано, что обучение китайским акварельным техникам на пленэре способствует формированию профессиональных художественных знаний, умений и навыков будущих учителей изобразительного искусства в национальных традициях Китая.
Ключевые слова и фразы: китайская живопись, традиционные акварельные техники, технология проблемного обучения, пленэрная практика, методики обучения основам китайской акварели, шань-шуй хуа, жэнь-у хуа, хуа-няо хуа, гун-би, цзянь-би, мэйгуфа, Chinese painting, traditional watercolour techniques, problem-based learning technology, plein air practice, methodologies of teaching the basics of Chinese watercolour painting, shan shui hua, ren wu hua, huaniao hua, gongbi, xieyi, mogu fa
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Джанг Ксяожинг. Развитие подготовки педагогов в КНР. К 40-летию начала реформ (1978-2018 гг.) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. № 3 (66).
Павлова И. К., Барынина О. А., Дадыкина М. М., Балаченкова А. П. История культуры и искусства Средневековья: уч. пособие / отв. ред. И. К. Павлова. СПб.: СПбГТУРП, 2011.
Полынская И. Н. Обучение студентов технологии и технике акварельной живописи в условиях пленэра // Высшее образование сегодня. 2018. № 5.
Ринчинова М. М. Живопись как феномен китайской культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 53.
Россия-Китай: тенденции развития образования в XXI в.: сравнительный анализ / отв. ред. В. П. Борисенков, Мэй Ханьчэн. М.: Наука, 2019.
Сатыбалдина К., Тарасенко Р. Проблемное обучение как основа формирования творческого мышления студентов // Вестник Алматинского государственного университета им. Абая. 1991. № 1.
Тютюнова Ю. М. Рисование с натуры, по памяти, по представлению и по воображению на пленэре: современная практика // Наука и школа. 2018. № 6.
Фугуй Ли, Зубрилин К. М. Сходства и различия методики обучения традиционной китайской и акварельной живописи // Ученые записки Орловского государственного университета. 2020. № 1 (86).
Цзюй Чжаочунь. Процесс обучения изобразительному искусству студентов педагогических вузов Китая: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10798
Чай Хун. К вопросу изучения специфики китайской традиционной живописи // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. Section 3. Study of Art.
Чжан Аньчжи. История китайской живописи. М.: Неоглори; Феникс, 2008.