Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018. № 1. С. 126-129.
Исаева Светлана Александровна, Гулая Татьяна Николаевна
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева
Дата поступления рукописи в редакцию: 26.02.2018
Аннотация. В статье анализируются концепции отечественных этномузыкологов о взаимообусловленности в фольклорном произведении музыкально-фольклорной артикуляции и разговорно-речевой основы; освещаются вопросы влияния диалектной фонетики на тембр и характер звучания фольклорного произведения. Авторами рассматривается воздействие традиционного речевого поведения и речевого общения этноса на интонационную артикуляцию; звук народно-песенной фактуры трактуется как особое "музыкальное вещество", существующее независимо от исполнителей и имеющее условную нотную фиксацию.
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Алексеев Э. Е. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект. М.: Советский композитор, 1986. 240 с.
Банин А. А. Музыка устной традиции как лингво-музыкальная система // Музыка устной традиции: материалы международной научной конференции памяти А. В. Рудневой. М., 1999. Сб. 27. С. 134-145.
Бояркин Н. И. Мокшанские неприуроченные долгие песни междуречья Мокши и Инсара // Памятники Мордовского народного музыкального искусства: в 3-х т. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. Т. 2. Мокшанские неприуроченные долгие песни междуречья Мокши и Инсара. С. 6-22.
Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. 184 с.
Земцовский И. И. Апология "музыкального вещества" // Музыкальная академия. 2005. № 2. С. 181-192.
Земцовский И. И. Артикуляция фольклора как знак этнической культуры // Этнознаковые функции культуры. М.: Наука, 1991. С. 152-189.
Земцовский И. И. Музыка и этногенез (исследовательские предпосылки, задачи, пути) // Советская этнография. 1988. № 2. С. 15-24.
Земцовский И. И. О взаимосвязи текста с напевом русской протяжной лирической песни // Русский фольклор: материалы и исследования. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. С. 219-230.
Земцовский И. И. От народной песни к народному хору: игра слов или проблема? // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли: сборник научных трудов. Л.: ЛГИТМиК, 1989. Вып. 2. Фольклор и фольклоризм. С. 6-19.
Земцовский И. И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. Л.: Советский композитор, 1977. 176 с.
Лобкова Г. В. Семантика интонационных средств народной песенной речи // Звук в традиционной культуре: сборник научных статей. М.: Научтехлитиздат, 2004. С. 55-98.
Мазепус В. В. Артикуляционная классификация и принципы нотации тембров музыкального фольклора // Фольклор. Комплексная текстология. М.: Наследие, 1998. С. 24-51.
Мазепус В. В. Перцептивное мышление. К вопросу о распознавании базовых звуковых комплексов в народной музыкальной культуре // Музыка как форма интеллектуальной деятельности. М.: КомКнига, 2007. С. 201-216.
Рубцов Ф. А. Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов: опыт исследования. М.: Советский композитор, 1962. 116 с.
Шамина Л. В. Об искусстве народного пения // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли: сборник научных трудов. Л.: ЛГИТМиК, 1989. Вып. 2. Фольклор и фольклоризм. С. 20-31.