Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018. № 1. С. 69-78.
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД КАК АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА
Перельман Ирина Владимировна
Государственный институт искусствознания
Дата поступления рукописи в редакцию: 24.02.2018
Аннотация. В статье в русле компаративистского подхода, основывающегося на синтезе гендерной экспертизы текстов, культурологии, истории искусства и рецептивной эстетики, исследуется русская живопись середины XIX века. Автор разбирает образы жанровой и портретной живописи в контексте гендерно-сенситивной окрашенности и выводит типологию сюжетов и мотивов, которые господствовали на данном этапе развития русской живописи. Выявляется система гендерных стереотипов, а также ситуативных гендерных практик, которые нашли наиболее яркое воплощение в искусстве этого времени.
Ключевые слова и фразы: маскулинность, фемининность, гендер, гендерные стереотипы, художественный образ, русская живопись, репрезентация, рецептивная эстетика, masculinity, feminity, gender, gender stereotypes, artistic image, Russian painting, representation, receptive esthetics
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Айвазова С. Г. Очерк 1. Феминистская традиция в России [Электронный ресурс] // Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. URL: http://www.owl.ru/win/books/rw/o1_2.htm (дата обращения: 14.12.2014).
Андроникова М. И. Об искусстве портрета. М.: Искусство, 1975. 326 с.
Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы / вступ. ст. и коммент. С. Г. Галагановой. М.: Республика, 2004. 392 с.
Вишленкова Е. А. Визуальное народоведение империи, или "Увидеть русского дано не каждому". М.: Новое литературное обозрение, 2011. 384 с.
Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 2010. 352 с.
Гадамер Г. Г. Эстетика и герменевтика // Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 256-266.
Зименко В. М. Василий Владимирович Пукирев // Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников. Середина девятнадцатого века / под ред. А. И. Леонова. М.: Искусство, 1958. С. 657-674.
Ильиных С. А. Концепты маскулинности и фемининности в русле гендерного подхода [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/69712293-Obsuzhdaem-obshchestvo-koncepty-maskulinnosti-i-femininnosti-v-rusle-gendernogo-podhoda.html (дата обращения: 30.08.2017).
Карпова Т. Л. Проблема портрета в русской художественной критике 1850-1870-х годов. Портрет и фотография // Карпова Т. Л. Смысл лица. Русский портрет второй половины XIX века. Опыт самопознания личности. СПб.: Алетейя, 2000. С. 16-48.
Карпова Т. Л. Салонный академизм. Возвращение к теме // "Пленники красоты". Русское академическое и салонное искусство 1830-1910-х годов: альбом / сост. Т. Л. Карпова. Изд-е 3-е. М.: Сканрус, 2011. С. 4-13.
Коннелл Р. Гегемонная маскулинность и утрированная фемининность // Коннел Р. Гендер и власть: общество, личность и гендерная политика / авториз. пер. с англ. Т. Барчуновой. М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 248-258.
Котенко В. П. Компаративистика - новое направление методологии анализа научной деятельности и развития науки // БИБЛИОСФЕРА. 2007. № 3. С. 21-27.
Леонов А. И. Русское искусство середины XIX века // Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников. Середина девятнадцатого века / под ред. А. И. Леонова. М.: Искусство, 1958. С. 3-12.
Мамонтова Н., Приймак Н. Николай Шильдер и его картина "Искушение" // Третьяковская галерея. 2007. № 4 (17). С. 34-43.
Муратов А. М. Сергей Константинович Зарянко - художник, педагог, теоретик искусства. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 260 с.
Недошивин Г. А. Павел Андреевич Федотов // Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников. Середина девятнадцатого века / под ред. А. И. Леонова. М.: Искусство, 1958. С. 13-36.
Отдел рукописей Государственного Русского музея. Ф. 9.
Панченко И. А. Женские образы в русском портрете середины XIX века (конец 1840-х - 1870-е гг.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 38 (82): в 2-х ч. Ч. 1. С. 263-270.
Панченко И. А. Русский портрет середины XIX века: художник - модель - зритель // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 16. С. 186-207.
Писарев Д. И. Реалисты [Электронный ресурс] // Писарев Д. И. Литературная критика: в 3-х т. / сост., примеч. Ю. Сорокина. Л.: Художественная литература, 1981. Т. 2. Статьи 1864-1865 гг. URL: http://az.lib.ru/p/pisarew_d/ text_0350.shtml (дата обращения: 24.02.2018).
Пискун Н. Д. Рецептивный подход в искусствоведении: теоретическое обоснование [Электронный ресурс]. URL: http://repository.buk.by/bitstream/handle/123456789/2775/RECEPTIVNYIY%20PODHOD%20V%20ISKUSSTVOVE DENII.pdf?sequence=1 (дата обращения: 28.01.2018).
"Пленники красоты". Русское академическое и салонное искусство 1830-1910-х годов: альбом / сост. Т. Л. Карпова. Изд-е 3-е. М.: Сканрус, 2011. 296 с.
Портнова И. В. Образы "охотничьих" животных и анималистические композиции в живописи конца XIX - начала ХХ веков [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-ohotnichih-zhivotnyh-i-animalisticheskie-kompozitsii-v-zhivopisi-kontsa-xix-nachala-xx-vekov (дата обращения: 24.02.2018).
Ракова М. М. Алексей Филиппович Чернышев // Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников. Середина девятнадцатого века / под ред. А. И. Леонова. М.: Искусство, 1958. С. 239-252.
Розенталь Ш. М. Кирилл Антонович Горбунов // Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников. Середина девятнадцатого века / под ред. А. И. Леонова. М.: Искусство, 1958. С. 111-128.
Смирнов Г. Ю. Антон Михайлович Легашев, Кондратий Ильич Корсалин, Иван Иванович Чмутов, Лев Степанович Игорев // Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников. Середина девятнадцатого века / под ред. А. И. Леонова. М.: Искусство, 1958. С. 541-566.
Стасов В. В. Двадцать пять лет русского искусства. Наша живопись // Стасов В. В. Избранные статьи о русской живописи / сост. и примеч. Г. Стернина. Переизд. М.: Детская литература, 1984. С. 13-54.
Стасов В. В. Новые художественные издания. I (Рисунки В. Г. Шварца) // Стасов В. В. Собрание сочинений: в 4-х т. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1894. Т. 2. Художественные статьи. С. 290-298.
Степанова С. С. Искусство и действительность: живая натура и художественный образ // Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова: личность и художественный процесс. СПб.: Искусство-СПб, 2011. С. 179-195.
Степанова С. С. Человеческая комедия и драма жизни в зеркале искусства Павла Федотова [Электронный ресурс] // Третьяковская галерея. 2015. № 2 (47). URL: http://www.tg-m.ru/articles/2-2015-47/chelovecheskaya-komediya-i-drama-zhizni-v-zerkale-iskusstva-pavla-fedotova (дата обращения: 03.09.2017).
Таранушенко С. А. Вячеслав Григорьевич Шварц // Вячеслав Григорьевич Шварц: переписка, 1838-1869: к 175-летию со дня рождения. Курск: ПОЛСТАР, 2013. С. 13-37.
Толстой В. П. Вячеслав Григорьевич Шварц // Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников. Середина девятнадцатого века / под ред. А. И. Леонова. М.: Искусство, 1958. С. 723-736.
Турчин В. С. Мифы салонов // Искусство "золотой середины": русская версия / отв. ред. Т. Л. Карпова. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009. С. 25-34.
Цветкова М. В. Возможности рецептивного подхода в рамках компаративистского исследования [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-retseptivnogo-podhoda-v-ramkah-komparativistskogo-issledovaniya (дата обращения: 28.01.2018).
Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности [Электронный ресурс]. URL: http://az. lib.ru/c/chernyshewskij_n_g/text_0410.shtml (дата обращения: 30.08.2017).
Шумова М. Н. Русская живопись середины XIX века. М.: Искусство, 1984. 240 с.
Эфрос Н. К. А. Горбунов - портретист Белинского [Электронный ресурс]. URL: http://old.old.imli.ru/litnasledstvo/Tom 57/18_Эфрос_vol57.pdf (дата обращения: 10.09.2017).