Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 9. С. 76-80.
ТЕМПОРАЛЬНАЯ ПРИРОДА МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Диденко Валерий Дмитриевич, Калицкий Виталий Валерьевич
Государственный университет управления
Российская государственная специализированная академия искусств
Аннотация. Актуальность темы статьи обуславливается её недостаточной изученностью современной эстетикой и музыкознанием. Цель исследования заключается в раскрытии фундаментальных процессов функционирования музыкального времени. Задачи статьи: показать музыкальный смысл как упорядочивающее отношение звучания ко времени и времени к звучанию; выявить хронотопическое представление смысла в процессе интерпретации музыки; проанализировать музыкальный образ как конкретизацию "фигуры" смысла в ее уникальном композиционном воплощении.
Ключевые слова и фразы: музыкальное время, эстетика, хронотоп, темпоральность, концепция, художественное сознание, интерпретация, реципиентарность, стиль, жанр, musical time, aesthetics, chronotope, temporality, conception, artistic consciousness, interpretation, recipient nature, style, genre
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аверинцев С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/aver/sm_nadp.php (дата обращения: 25.06.2017).
Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. Из архивных записей к работе "Проблема речевых жанров". Проблема текста // Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 5-ти т. М.: Русские словари, 1996. Т. 5. Работы 1940-х - начала 1960-х годов. С. 159-206.
Гамаюнов М. М. Союз музыки, философии, любви и монастыря // Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение / сост. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1995. С. 90-126.
Калицкий В. В. Полифоничность личности композитора в свете философско-эстетических идей М. М. Бахтина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствознание. Вопросы теории и практики. 2017. № 7. С. 70-72.
Лосев А. Музыка как предмет логики // Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение / сост. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1995. С. 405-602.
Орлов Г. Время и пространство музыки // Проблемы музыкальной науки: сб. статей. М.: Советский композитор, 1972. Вып. 1. С. 358-394.
Орлов Г. Структурная функция времени в музыке (исполнение и импровизация) // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка, 1974. Вып. 13. С. 32-57.
Самойленко А. Жанр как музыкально-культурологический феномен: методологические аспекты современного музыкознания: дисс. … д. искусствоведения. Одесса, 2003. 437 с.
Холопов Ю. Н. А. Ф. Лосев и советская музыкальная наука // А. Ф. Лосев и культура XX века. Лосевские чтения. М.: Наука, 1991. С. 57-69.
Холопов Ю. Н. Музыкально-теоретическая концепция А. Ф. Лосева. Теория музыкального времени // Проблемы музыкальной теории: сб. тр. кафедры теории музыки Московской государственной консерватории / ред.: В. В. Протопопов, Е. В. Назайкинский, Т. Н. Дубравская, Л. Н. Логинова. М.: Наука, 1991. С. 3-11.