Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 6. Ч. 1. С. 114-117.
ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В МАРИЙСКОМ КОСТЮМЕ: АРХЕОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ
Павлова Анжелика Николаевна
Поволжский государственный технологический университет
Аннотация. В статье рассматривается проблема зооморфного кода, истоки которого можно отнести к рубежу I-II тыс. н.э., широко используемого в декоре традиционного марийского костюма. Взаимозаменяемые образы коня и водоплавающей птицы в семантической системе костюма финно-угров Поволжья утвердились в разное время, сохранение их до начала ХХ в. обусловлено обереговым значением. Сопоставление археологических, этнографических и фольклорных материалов позволяет восстановить и другие уровни понимания данных образов: социальный и космологический.
Ключевые слова и фразы: марийский этнос, традиционное искусство, костюм, зооморфный код, археолого-этнографические параллели, семантика, Mari ethnic group, traditional art, costume, zoomorphic code, archaeological and ethnographic parallels, semantics
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Архипов Г. А. Марийцы IX-XI вв. Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1973. 199 с.
Белик А. А. Культурология. Антропологические теории культуры. М.: Российский государственный гуманитарный ун-т, 1999. 241 с.
Большов С. В., Большова Н. А., Данилов О. В. Древние культовые памятники Марий Эл. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2008. 162 с.
Гурина Н. Н. Водоплавающая птица в искусстве неолитических лесных племен // Краткие сообщения Института археологии. М.: Наука, 1972. Вып. 131. С. 36-45.
Евсевьев Т. Этнографические коллекции. Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 2002. 148 с.
Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М.: Наука, 1974. 342 с.
Калиев Ю. А. Мифологическое сознание мари. Феноменология традиционного мировосприятия. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2003. 216 с.
Клюева Н. И., Михайлова Е. А. Накосные украшения у сибирских народов // Материальная и духовная культура народов Сибири. Л.: Наука, 1988. С. 105-128.
Конаков Н. Д. Общее в традиционном мировоззрении коми и народов Сибири // Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. Томск: Изд-во Томского государственного университета, 1985. С. 65-68.
Краснов Ю. А. Женская одежда по материалам Безводнинского могильника // Краткие сообщения Института археологии. М.: Наука, 1982. Вып. 170. Железный век. С. 51-58.
Крюкова Т. А. Марийская вышивка. Л., 1951. 194 с.
Молданова Т. А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис. Томск: Изд-во Томского государственного университета, 1999. 259 с.
Молотова Т. Л. Марийский народный костюм. Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1992. 112 с.
Никитина Т. Б. Марийцы в эпоху Средневековья. Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 2002. 432 с.
Павлова А. Н. Костюм волжских финнов как этнокультурный феномен. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2006. 146 с.
Павлова А. Н. Сорока - головной убор царевококшайских марийцев: генезис и семантика [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. URL: http://www.science-education.ru/115-12015 (дата обращения: 11.02.2014).
Руденко К. А. Волжская Булгария в XI - начале XIII в.: поселения и материальная культура. Казань: Школа, 2007. 244 с.
Сагалаев А. М. Птица, дающая жизнь (из тюркско-угорских мифологических параллелей) // Мировоззрение финно-угорских народов: сб. науч. тр. Новосибирск: Наука, 1990. С. 21-34.
Традиционная одежда мари [Электронный ресурс]. URL: http://www.culturemap.ru/?region=149&subtopic=45&id=1376 (дата обращения: 19.02.2016).
Худяков М. Г. Культ коня в Прикамье // Известия Государственной академии истории материальной культуры. М. - Л., 1933. Вып. 100. Из истории докапиталистической формации. С. 251-279.
Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. 311 с.