Издательство ГРАМОТА - публикация научных статей в периодических изданиях
Pan-Art (входит в перечень ВАК)Педагогика. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК)Манускрипт (входит в перечень ВАК)

Архив научных статей

ИСТОЧНИК:    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 6. Ч. 1. С. 48-51.
РАЗДЕЛ:    Искусствоведение
Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

Лицензионное соглашение об использовании научных материалов.

"ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖЕСТ" М. ЧЕХОВА КАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Голлербах Татьяна Вадимовна
Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина


Аннотация. Осмысление концепции "психологического жеста" М. Чехова приводит к углублению понимания "механизмов" творчества актера, феномена "мыслящего тела" (Б. Спиноза) в целом, а также содержания и структуры вневербальной коммуникации, в том числе музыкальной. В статье последовательно проведена попытка "практически-инструментального" обоснования "психологического жеста" с привлечением изоморфных ему концептов психологии, философии и лингвистики.
Ключевые слова и фразы: интонация, физический жест, психологический жест, ум, воля, чувство, содержание, форма, синтез, размышление, переживание, действие, функциональная система, функциональный орган, intonation, physical gesture, psychological gesture, mind, will, emotion, content, form, synthesis, reflection, emotional experience, action, functional system, functional organ
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
  1. Айзенк Г. Парадоксы психологии / пер. с англ. С. Степанова. М.: Эксмо, 2009. 352 с.
  2. Бернштейн Н. А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. 256 с.
  3. Выготский Л. С. Психология искусства. СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2016. 448 с.
  4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. / под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1984. Т. 6. Научное наследство. 400 с.
  5. Голлербах Т. В. Аффективная природа эмфазиса // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 4 (66): в 2-х ч. Ч. 1. С. 49-54.
  6. Голлербах Т. В. Онтология аффекта // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2015. Т. 2. № 4. С. 86-96.
  7. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения: в 6-ти т. М.: Мысль, 1966. Т. 5. 564 с.
  8. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. С. 393-599.
  9. Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы. М.: Академический проект, 2010. 415 с.
  10. Лосев А. Ф. Поток сознания и язык // Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. С. 453-478.
  11. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 632 с.
  12. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. Изд-е 5-е. М.: Музыка, 1988. 240 с.
  13. Пушкин А. С. Моцарт и Сальери // Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: ГИХЛ, 1960. Т. 4. С. 323-332.
  14. Пушкин А. С. О народной драме и о "Марфе Посаднице" М. П. Погодина // Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: ГИХЛ, 1962. Т. 6. Критика и публицистика. С. 359-366.
  15. Соколов Б. Г. Герменевтика метафизики. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. 224 с.
  16. Спиноза Б. Этика. Избранные произведения: в 2-х т. М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1957. Т. 1. 633 с.
  17. Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 9-ти т. / коммент. И. Н. Соловьевой. М.: Искусство, 1988. Т. 1. Моя жизнь в искусстве. 622 с.
  18. Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 9-ти т. / ред., вступ. ст. А. М. Смелянский; коммент. Г. В. Кристи и В. В. Дыбовского. М.: Искусство, 1989. Т. 2. Работа актера над собой. Ч. 1. Работа над собой в творческом процессе переживания: дневник ученика. 511 с.
  19. Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 9-ти т. / сост., вступит. ст. и коммент. И. Н. Виноградской. М.: Искусство, 1991. Т. 4. Работа актера над ролью: материалы к книге. 399 с.
  20. Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 9-ти т. / сост. И. Н. Виноградская, Е. А. Кеслер; коммент. И. Н. Виноградская, З. П. Удальцова; ред. И. Н. Виноградская, вступит. ст. А. М. Смелянского. М.: Искусство, 1999. Т. 9. Письма: 1918-1938. 839 с.
  21. Толшин А. В., Богатырев В. Ю. Тренинги для актера музыкального театра: учебно-методическое пособие. Изд-е 2-е, испр. СПб.: Лань, 2014. 160 с.
  22. Чехов М. А. Литературное наследие: в 2-х т. М.: Искусство, 1986. Т. 1. Воспоминания. Письма. 452 с.
  23. Чехов М. А. Литературное наследие: в 2-х т. М.: Искусство, 1986. Т. 2. Об искусстве актера. 559 с.
  24. Шаляпин Ф. И. Маска и душа. Мои сорокь л?ть на театрахь. Парижь: Современные записки, 1932. 357 с.
  25. Шопенгауэр А. Собрание сочинений: в 6-ти т. / пер. с нем.; под общ. ред. А. Чанышева. M.: TEPPA - Книжный клуб; Республика, 1999. Т. 1. Мир как воля и представление. 496 с.

Порядок опубликования статей | Показать содержание номера | Показать все статьи раздела | Предметный указатель

© 2006-2024 Издательство ГРАМОТА

разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav.ru