Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 4. С. 56-59.
КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ИСКУССТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖИВОПИСИ)
Гаузер Ирина Владимировна
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск
Аннотация. В статье рассматривается вопрос коммуникативности искусства в связи с категориями пространства. Автор анализирует существующие концепции искусства, уделяя внимание его коммуникативной природе, которая связывается с пространственностью. Под пространством понимается художественная организация, а также связь объекта с окружающей действительностью. В качестве примера автор рассматривает развитие живописи и изменения понимания художественного пространства и его составляющих ввиду перемен в мировоззрении эпохи.
Ключевые слова и фразы: коммуникация, знак, коммуникативное пространство, искусство, живопись, communication, sign, communicative space, art, painting
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Акимов С. С. Коммуникативная природа искусства и некоторые вопросы методологии искусствоведения // Вестник Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2015. № 1. С. 41-45.
Батракова С. П. Признаки, знаки и символы театра в творчестве Пикассо // Западное искусство. XX век: судьбы классики в европейском искусстве: сб. ст. / отв. ред. А. В. Бартошевич. М.: ГИТИС, 2010. С. 418-487.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. 445 с.
Видеркер В. В. Символизм как явление культуры (на материале русской живописи рубежа XIX-XX вв.): автореф. дисс. … к. культурологии. Кемерово, 2006. 24 с.
Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике: в 2-х т. 2-е изд., стер. СПб.: Наука, 2007. Т. II. 604 с.
Гомбрих Э. История искусства. М.: Искусство - XXI век, 2014. 688 с.
Давыдова М. Ю. Слуга, мастер, трикстер: как меняется роль художника в европейском искусстве // Западное искусство. XX век: судьбы классики в европейском искусстве: сб. ст. / отв. ред. А. В. Бартошевич. М.: ГИТИС, 2010. С. 175-204.
Ермолин Е. А. Русская культура. Персоналистская парадигма образовательного процесса [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Ermol/index.php (дата обращения: 13.03.2017).
Заховаева А. Г. Искусство. Социально-философский анализ. М.: КомКнига, 2005. 208 с.
Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998. 784 с.
Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб, 1998. 704 с.
Лотман Ю. М. Чему учатся люди: статьи и заметки. М.: Центр книги Рудомино, 2010. 413 с.
Маклюэн М. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры. К.: Ника-Центр, 2003. 432 с.
Милюгина Е. Г. Метатекст барокко как лабиринт // Мировая культура XVII-XVIII веков как метатекст: дискурсы, жанры, стили: материалы Международного научного симпозиума "Восьмые Лафонтеновские чтения". СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. Вып. 26. С. 29-32.
Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994. 606 с.
Спиркин А. Г. Основы философии. М.: Политиздат, 1988. 592 с.
Тихомирова Е. Е., Чапля Т. В. Модели коммуникации: в 2-х т. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. Т. 1. Коммуникации в искусстве. 137 с.
Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. 351 с.
Хейзинга Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры / сост., пер. и автор вступ. статьи Д. В. Сильвестров. М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.
Чапля Т. В. Коммуникативное пространство архитектуры // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2016. № 2 (22). С. 114-121.
Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Владос, 1999. 360 с.