Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 3. Ч. 2. С. 102-104.
Кульбижеков Виктор Николаевич
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
Аннотация. Статья посвящена проблемам научного знания и взаимоотношения науки и искусства. Качественное развитие науки, в том числе и в гуманитарной сфере, по мысли автора, требует выхода из узких теоретических и логических построений в иные недискурсивные практики и методики, а предметом исследования может быть не только поиск истины, но и анализ тупиковых ходов и заблуждений. Их рассмотрение может дать новый импульс развитию научного знания. Большое внимание уделено искусству как виду деятельности, способному проникать в глубины сознания, не доступные сухому анализу, и вскрывать самые насущные проблемы современности.
Ключевые слова и фразы: научное познание, логические построения, искусство, экспериментальные конструкты, онтология, трансформация, сознание, гносеология, чувственное, рациональное, scientific cognition, logical constructions, art, experimental constructs, ontology, transformation, consciousness, epistemology, the sensual, the rational
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Алкон Е. М. Континуальное и дискретное в музыкальном мышлении Востока и Запада // Взаимодействие художественной культуры Востока и Запада: сб. науч. ст. / под общ. ред. академика Е. П. Челышева. М.: Государственный институт искусствознания, 1998. С. 112-133.
Алкон Е. М. О специфике творческих парадигм в музыке Востока и Запада (опыт постановки проблемы) // Новое видение культуры мира в XXI веке: материалы Международной научной конференции. Владивосток: Изд-во ДГВУ, 2000. С. 207-211.
Белый А. Символизм как миропонимание / сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. М.: Республика, 1994. 528 с.
Библер В. С. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат, 1975. 399 с.
Библер В. С. Творческое мышление как предмет логики // Научное творчество: сб. науч. ст. / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. С. 167-220.
Кульбижеков В. Н. Компаративистский подход к рациональным основаниям научного и художественного творчества // Сибирский философский журнал. 2016. Т. 14. № 2. С. 47-60.
Кульбижеков В. Н. Рациональные основания музыкального творчества: механизмы мысленного эксперимента в классической западноевропейской музыке Нового времени. 2-е изд., стер. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2016. 200 с.
Кульбижеков В. Н. Становление рациональных элементов в музыке Нового времени // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 12 (38): в 3-х ч. Ч. 3. С. 108-111.
Кульбижеков В. Н. Художественные абстракции в музыке: законы диалектики и законы музыкальной формы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 5 (31): в 2-х ч. Ч. 1. С. 112-116.
Кульбижеков В. Н. Эксперимент и экспериментаторство в духовных устремлениях Ренессанса и Нового времени // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 3 (41): в 2-х ч. Ч. 1. С. 84-87.
Мигунов А. С. Искусство и процесс познания. М.: Изд-во МГУ, 1986. 128 с.
Мор Т. Утопия. М.: Наука, 1978. 416 с.
Пенроуз Р. Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики. М.: Едиториал УРСС, 2015. 402 с.
Пенроуз Р. Тени разума: в поисках науки о сознании. М. - Ижевск: Изд-во Института компьютерных исследований, 2005. 688 с.
Платон. Государство / ред. К. Сергеев, Л. Камнева. СПб.: Наука, 2005. 576 с.
Хорган Дж. Конец науки. Взгляд на ограниченность знания на закате Века Науки / пер. с англ. М. Жуковой. СПб.: Амфора, 2001. 479 с.
Яу Ш., Надис С. Теория струн и скрытые измерения Вселенной. СПб.: Питер, 2013. 400 с.