Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 3. Ч. 1. С. 201-205.
ЭСТЕТИКА РАЗРУШЕНИЯ В СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФОТОГРАФИИ
Шик Ида Александровна
Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург
Аннотация. Статья посвящена выявлению особенностей интерпретации мотивов живописного разрушения в сюрреалистической фотографии. Автор акцентирует внимание на том, что образы энтропии являются для фотографов-сюрреалистов резервуарами случайной красоты, рожденной временем, отправной точкой для творческой фантазии, источником психолого-философской и историко-политической рефлексии. Автор заключает, что, обращаясь к мотивам разрушения, фотографы актуализируют такие ключевые концепты сюрреализма, как автоматизм, принцип визуальной аналогии, чудесное, объективный случай, сюрреальность.
Ключевые слова и фразы: сюрреализм, фотография, руины, автоматизм, принцип визуальной аналогии, чудесное, сюрреальность, surrealism, photography, ruins, automatism, visual analogy principle, the miraculous, sur-reality
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / пер. с нем. М.: Медиум, 1996. 240 с.
Бретон А. Безумная любовь / пер. с франц. М.: Текст, 2006. 188 с.
Леонардо да Винчи. О науке и искусстве / пер. с итал. СПб.: Амфора, 2006. 414 с.
Лишаев С. А. Игра руин (материалы к эстетической аналитике руины) // Mixtura verborum’2013: время, история, память: философский ежегодник. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2014. C. 84-100.
Поэзия французского сюрреализма: антология. СПб.: Амфора, 2003. 502 с.
Фрейд З. Жуткое // Фрейд З. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: ООО "Фирма СТД", 2006. Т. 4. С. 261-298.
Шик И. А. "Старинная параноидная стена" Леонардо да Винчи в сюрреалистической фотографии // Актуальные проблемы теории и истории искусства. СПб.: НП-Принт, 2016. Вып. 6. С. 582-591.
Byd?ovsk? L., Srp K. Jind?ich ?tyrsk?. Praha: Argo, 2007. 587 s.
Fijalkovsky K., Richardson M., Walker I. Surrealism and Photography in Czechoslovakia. Farnham: Ashgate Publishing, Ltd., 2013. 198 p.
Foster H. Compulsive Beauty. Cambridge: The MIT Press, 1993. 313 p.
Kachur L. Clarence John Laughlin, The Regionalist Surrealist // Journal of Surrealism and the Americas. 2008. Vol. 2. № 2. P. 209-226.
Kemp W. Images of Decay: Photography in the Picturesque Tradition // October. 1990. Vol. 54. P. 102-133.
Krauss R. Corpus Delicti // October. 1985. Vol. 33. P. 31-72.
Liu C.-J. Francesca Woodman’s Self-Images: Transforming Bodies in the Space of Femininity // Woman’s Art Journal. 2004. Vol. 25. № 1. P. 26-31.
Meek A. J. Clarence John Laughlin: Prophet without Honor. Jackson: UP of Mississippi, 2007. 218 p.
Peret B. La Nature devore le progres et le depasse // Minotaure. 1937. № 10. P. 20-21.
Peret B. Ruines: ruine des ruines // Minotaure. 1939. № 12-13. P. 57-65.
Primus Z. Alois No?i?ka: komplement?rn? sv?dectv? = Complementary Evidence. Praha: Kant, 2003. 183 s.