Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 12. Ч. 3. С. 39-48.
ОБРАЗНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ СУПРЕМАТИЗМА К. МАЛЕВИЧА В КОНТЕКСТЕ СОТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ. МЕТАОБРАЗ В БЕСПРЕДМЕТНОЙ ЖИВОПИСИ МАЛЕВИЧА
Дроник Майя Вадимовна
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Аннотация. Статья поднимает вопрос изучения содержательного аспекта супрематической живописи К. Малевича. Предпринимается попытка представить алгоритм интерпретации беспредметных произведений Малевича и его последователей. Проведя семантический анализ символов, используемых в качестве элементов образной системы, автор приходит к выводу о том, что философско-художественная программа Малевича выстроена на основании сотериологической парадигмы и супрематические произведения составляют единый метафизический ряд образов.
Ключевые слова и фразы: супрематизм, К. Малевич, абстрактная живопись, беспредметная живопись, архетип, метаобраз, иконография, suprematism, K. Malevich, abstract painting, non-objective painting, archetype, meta-image, iconography
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Андреева Е. Всё и Ничто: символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 359 с.
Бобринская Е. Новое зрение // Проекции авангарда: каталог-исследование / сост. О. Шишко. М.: Арт Гид, 2015. С. 24-35.
Валяева М. Морфология русской беспредметности. М.: Виртуальная галерея, 2003. 583 с.
Горячева Т. В. Казимир Малевич и его школа. Графика из собрания Третьяковской галереи. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2015. 208 с.
Горячева Т. В. Нас будет трое.. Казимир Малевич. Илья Чашник. Николай Суетин. Живопись и графика из коллекции Sepherot Foundation (Лихтенштейн). М.: Арт Бридж, 2012. 184 с.
Гройс Б. Комментарии к искусству. М.: Художественный журнал, 2003. 174 с.
Иттен Й. Искусство цвета. М.: Издатель Д. Аронов, 2007. 96 с.
Левкова-Ламм И. Е. Лицо квадрата: мистерии Казимира Малевича. М.: Пинакотека, 2004. 208 с.
Нере Ж. Казимир Малевич (1878-1935) и супрематизм. М. - Кельн: Арт-родник; Taschen, 2003. 96 с.
Панкин А. Мнимость Черного квадрата (авторский комментарий к одноименному произведению) // Проекции авангарда: каталог-исследование / сост. О. Шишко. М.: Арт Гид, 2015. С. 52-55.
Якимович А. О воинственной материальности авангарда // Амазонки авангарда / отв. ред. Г. Ф. Коваленко; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. М.: Наука, 2004. С. 52-56.