Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 9. С. 164-166.
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ МИСТИЧЕСКОГО ОПЫТА В ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ГОТИКЕ И "ARS NOVA"
Першин Ярослав Викторович
Новосибирский государственный университет
Аннотация. В статье на примере нескольких алтарей конца XIV - XV века рассматривается проблема коренного стилистического поворота к "реализму" в искусстве этого времени. Он связан с историей развития мистицизма и трансформацией идеи невыразимости Бога, вступившей в противоречие с религиозной стороной повседневной жизни. Социальная функция и структура мистического видения была перенесена на композицию изображения, которое, в свою очередь, должно было быть включено в реальное пространство.
Ключевые слова и фразы: Высокое Средневековье, визуальная история, средневековое мышление, мистицизм, иконография, "ars nova", символизм, реализм, High Middle Ages, visual history, medieval thinking, mysticism, iconography, "ars nova", symbolism, realism
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Басовская Н. И. Столетняя война. Леопард против лилии. М.: Астрель: АСТ, 2010. 446 c.
Вирдис К. Л., Пьетроджованна М. Алтари. Живопись раннего Возрождения. М.: Белый Город, 2002. 424 с.
Вос Д. де. Нидерландская живопись. Шедевры старых мастеров: Ян ван Эйк, Дирк Баутс, Мастер из Флемаля, Рогир ван дер Вейден, Хуго ван дер Гус, Петрус Кристус, Ханс Мемлинг, Герард Давид / отв. ред. и пер. с нидер. И. А. Маневич. М.: Белый город, 2002. 216 с.
Гуревич А. Я. Средневековье как тип культуры // Антропология культуры. М.: ОГИ, 2002. Вып. 1. С. 39-95.
Культурология. XX век: в 2-х т. / ред. С. Я. Левит СПб.: Университетская книга, 1998. Т. 1-2. 907 с.
Ольянда Ф. де. Четыре разговора о живописи / пер. с ит. В. Шилейко // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5-ти т. М.: Изд-во академии художеств СССР, 1962. Т. 1. Античность. Средние века. Возрождение. 682 с.
Панофский Э. Ренессанс и "ренессансы" в искусстве Запада. СПб.: Азбука-классика, 2006. 640 с.
Реньё Л. Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века. М.: Молодая гвардия, 2008. 352 с.
Словарь средневековой культуры / отв. ред. А. Я. Гуревич. М.: РОССПЭН, 2003. 632 с.
Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. СПб.: Азбука-классика, 2009. 640 с.
Хёйзинга И. Осень Средневековья. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 786 с.
Les Primitifs Flamands: Corpus de la peinture des anciens pays-bas meridionaux au quinzieme si?cle // The National Gallery. London, 1953. Vol. I. Antwerp: De Sikkel, 219 p., 470 pl.
Magdeburg M. von. Offenbarungen der Schwester Mechthild von Magdeburg, oder das fliessende Licht der Gottheit. Regensburg, 1869. 333 S.
Moxey K. The Practice of Persuasion: Paradox and Power in Art History. Ithaca: Cornell University Press, 2001. 176 p.
Panofsky E. Die altniederl?ndische Malerei. Ihr Ursprung und Wesen / ?bersetzt und hrsg. von J. Sander und S. Kemperdick. K?ln: DuMont-Literatur-und-Kunst-Verl., 2006. 566 S.
Preger W. Geschichte der deutschen Mystik im Mittelater: in 3 Bde. Leipzig: Do?rffling und Franke, 1874. Bd. I. Teil: Geschichte der deutschen Mystik bis zum Tode Meister Eckhart?s. 485 S.
Robb D. The Iconography of the Annunciation in the Fourteenth and Fifteenth Centuries // The Art Bulletin. 1936. Vol. 18. №. 4. P. 480-526.