Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 8. С. 137-140.
САКРАЛЬНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СИМВОЛИКИ ХРАМА
Локонова Елена Леонидовна
Волгодонский инженерно-технический институт (филиал) Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ"
Аннотация. В статье представлена символика Храма, проявляющаяся в сакральном и культурологическом смыслах. Так, Храмы представляют собой летопись, в которой запечатлен героический эпос русского народа. Через символизм храмового зодчества выражаются сила и величие народных подвигов, патриотизм и свободолюбие. Храмовый символ, в своем культурологическом смысле, находит отражение в общественном топосе. Символика Храма становится топографическим ориентиром для человека, обладает знаковой, маркировочной функцией в пространстве.
Ключевые слова и фразы: символика Храма, социальный топос, сакральное пространство, храмовый символ, топографический ориентир, храмовое зодчество, temple symbolism, social topos, sacral space, temple symbol, topographic landmark, church architecture
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аверинцев С. С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // Из истории русской культуры. М.: Языки русской культуры, 2000. Т. 1. Древняя Русь. С. 520-551.
Бородулин А. И сохрани служащих тебе во флоте твоем // Техника молодежи. 1995. № 3. С. 48-49.
Дворниченко А. Ю. Город в общественном сознании Древней Руси IX-XII вв. // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Л., 1987. Вып. 10. Генезис и развитие феодализма в России: проблемы идеологии и культуры. С. 20-30.
Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2001. 936 с.
Ершова Г. Г. Модель мира как информационное пространство // Развитие цивилизации в Новом Свете: сборник статей по материалам Кнорозовских чтений. М.: РГГУ, 2000. С. 8-29.
Илларион. Слово о законе и благодати // Мильков В. В. Осмысление истории в Древней Руси. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Алетейя, 2000. С. 189-276.
Лебедева Е. В. Город храмов и палат. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. 703 с.
Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. 360 с.
Локонова Е. Л. Храм как культурно-символический текст (на примере православного Храма): автореф. дисс. … к. филос. н. Ростов н/Д, 2008. 26 с.
Лотман Ю. М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Вып. 5. С. 144-164.
Отечественная война 1812-1814 гг., запечатленная в памятных сооружениях [Электронный ресурс]. URL: http://ortox.ru/ news-newsd-759.html (дата обращения: 30.05.2016).
Плюханова М. Б. О традициях Софийских и Успенских церквей в русских землях до 16 века // Лотмановский сборник. М., 1997. Вып. 2 / сост. Е. В. Пермяков. С. 483-510.
Полонский О. Р. Под сводами Московских храмов: русское церковное зодчество в отечественной истории и культуре. М.: Знание, 1990. 64 с.
Трифонова И. О. Город как сакральное пространство [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusarch.ru/trifonova1.htm (дата обращения: 20.01.2016).
Храм Христа Спасителя в Москве: сост. по книге М. С. Мостовского, издание 1918 г. М.: Профиздат, 1997. 128 с.
Черный В. Д. Великий Новгород в древнерусской книжной миниатюре // История и культура древнерусского города: сб. науч. ст. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 134-146.