Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 7. Ч. 2. С. 83-87.
Королевская Наталья Владимировна
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Аннотация. Имманентный и внемузыкальный смыслы - можно ли дать однозначный ответ, что составляет сущность музыки, основу её содержания? Этот диалог, начатый в романтическом XIX столетии, в ХХ веке приобрёл остроту в связи с выдвижением авангарда, определяющего одну из основных художественных парадигм современного искусства. В предлагаемой статье диалог о музыкальном содержании ведётся в полемике с односторонним представлением о сущности музыки как искусства, противоположного слову, не способного выражать смыслы, лежащие за пределами специфически музыкальных структур (мелодия, гармония, ритм, тембр и т.д.). Диалог направлен на преодоление дихотомии "музыкальное - внемузыкальное" в понимании музыкально-смыслообразовательных процессов на основе феноменологии слова и музыки А. Ф. Лосева, типологизации культуры Ю. М. Лотмана, концепций стилеобразования В. Ж. Конен и Г. И. Ганзбурга.
Ключевые слова и фразы: смысл, смыслообразование, музыкальное содержание, слово, эйдос, авангард, постмодерн, meaning, meaning making, musical content, word, eidos, avant-garde, post-modernism
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Арановский М. Г. Симфонические искания: проблемы жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 гг.: исследовательские очерки. Л.: Сов. композитор, 1979. 287 с.
Берченко Р. Э. В поисках утраченного смысла: Болеслав Яворский о "Хорошо темперированном клавире". М.: Классика-XXI, 2005. 372 с.
Ганзбург Г. И. Три поколения композиторов-романтиков в их отношении к синтетическим жанрам // Музыкальная академия. 2001. № 3. С. 135-141.
Зенкин К. В. Музыкальный смысл как энергия [Электронный ресурс] // Единая интонология: академические тетради. Тетрадь седьмая. Конференция "А. Ф. Лосев и проблемы единой интонологии". URL: http://www.independent-academy.net/science/tetradi/13/zenkin.html (дата обращения: 20.01.2015).
Карпицкий Н. Н., Тарнапольская Г. М. Имманентный смысл слова в теории языка В. фон Гумбольдта [Электронный ресурс] // Лингвистика: традиции и современность: материалы Международной научной конференции. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. С. 110-112. URL: http://www.portalus.ru/modules/philosophy/rus_readme.php?archive= &id=1372195322&start_from=&subaction=showfull&ucat=5 (дата обращения: 09.02.2015).
Келдыш Ю. В. Оратория и кантата // Очерки советского музыкального творчества: в 2-х т. М. - Л., 1947. Т. 1. С. 122-141.
Конен В. Ж. Театр и симфония. М.: Музыка, 1968. 348 с.
Королевская Н. В. Слово и музыка в произведениях саратовских композиторов: в пространствах смысла. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2014. 292 с.
Лаврентьева И. В. О взаимодействии слова и музыки в советской вокальной симфонии 60-70-х годов (на примере творчества Д. Шостаковича, М. Вайнберга, А. Локшина) // Проблемы музыкальной науки. М.: Сов. композитор, 1985. Вып. 6. С. 76-109.
Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. С. 405-602.
Лосев А. Ф. Философия имени // Лосев А. Ф. Самое само: сочинения. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 29-204.
Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000. С. 392-461.
Михайлов А. В. Слово и музыка. Музыка как событие в истории слова // Слово и музыка: научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. М.: МГК, 2002. Вып. 36. С. 6-23.
Соколов А. С. Введение в музыкальную композицию ХХ века: учеб. пособие по курсу "Анализ музыкальных произведений" для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС", 2004. 231 с.
Шуман Р. Гектор Берлиоз. Фантастическая симфония // Шуман Р. Избранные статьи о музыке / пер. с нем.; ред., вступ. ст. и примеч. Д. В. Житомирского. М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. С. 145-183.