Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 6. Ч. 2. С. 77-80.
СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА В УЧЕБНЫХ КУРСАХ СТУДЕНТОВ-БАЯНИСТОВ: КОМПОЗИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ, СПОСОБЫ ОСВОЕНИЯ
Ещенко Алексей Борисович
Дальневосточный государственный институт искусств
Аннотация. В статье рассматриваются различные аспекты освоения студентами сочинений, написанных для баяна. Автор обращает внимание на то, что оригинальный баянный репертуар, целиком созданный в ХХ-XXI вв., относится к категории "современной музыки". Дается характеристика различных композиционных техник музыки XX-XXI вв. с точки зрения их реализации (сочинения и исполнения) на баяне и предлагаются оптимальные способы изучения произведений, в которых указанные техники используются.
Ключевые слова и фразы: баянная музыка, сонорика, додекафония, модальность, изучение современной музыки, accordion music, sonorism, dodecaphony, modality, studying modern music
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Бараш Е. В., Урбах Т. С. Симфонии Альфреда Шнитке. Мысли композитора и аналитический комментарий: учебное пособие. М.: Композитор, 2009. 248 с.
Басурманов А. П. Баянное и аккордеонное искусство: справочник. М.: КИФАРА, 2003. 616 с.
Брусенцев Ю. В. Акустические и конструктивные особенности современных баянов и аккордеонов "АККО" // Народник. 2011. № 2. С. 27-28.
Гребнева И. В. Скрипичный концерт в европейской музыке ХХ века. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2010. 356 с.
Гребнева И. В. Скрипичный концерт в зеркале стилей "новой музыки" // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2010. № 2. С. 209-220.
Ещенко А. Б. О сонорно-изобразительных приемах в музыке для баяна // Музыка и время. 2014. № 3. С. 15-19.
Ещенко А. Б. Реализация сонорной фактуры в сонате для баяна № 6 А. Кусякова // Русские народные инструменты (вопросы истории, теории, методики): сборник статей. Владивосток: РИО ДВГАИ, 2011. С. 41-60.
Ещенко А. Б. Сонорно-технические возможности готово-выборного многотембрового баяна // Музыка и время. 2012. № 6. С. 50-53.
Имханицкий М. И. История баянного и аккордеонного искусства: учебное пособие. М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. 520 с.
История современной отечественной музыки / ред.-сост. Е. Б. Долинская. М.: Музыка, 2001. Вып. 3. 1960-1990. 656 с.
Кравцов Н. А. Аккордеон XXI века. СПб.: МСТ, 2004. 124 с.
Липс Ф. Р. Творчество Владислава Золотарёва // Баян и баянисты: сборник статей. М.: Сов. композитор, 1984. Вып. 6. С. 27-68.
Папенина А. Н. Музыкальный авангард середины ХХ века и проблемы художественного восприятия. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. 152 с.
Положение о Краевом открытом конкурсе исполнителей современной музыки [Электронный ресурс]. URL: http://dv-art.ru/contest/modern/?clear_cache=Y (дата обращения: 20.04.2016).
Теория современной композиции / отв. ред. В. С. Ценова. М.: Музыка, 2005. 624 с.
Холопов Ю. Н. Гармония: теоретический курс: учебник. М.: Музыка, 1988. 511 с.