Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 3. Ч. 2. С. 161-166.
РУССКОЕ КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА РУБЕЖЕ ХIХ-ХХ ВЕКОВ
Степанидина Ольга Дмитриевна
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Аннотация. В статье анализируется период выхода русского романса на открытые концертные площадки, что обусловило создание новых типов романса - концертного и неолирического, соединивших в себе традиционные достижения камерной лирики с оперными принципами bel canto. Концертный романс формировал репертуар и исполнительский стиль певцов. Увеличение значения художественного образа фортепианной партии в общей партитуре романса потребовало осуществления ансамблевых задач в исполнительском искусстве и появления новой профессии - пианиста-ансамблиста.
Ключевые слова и фразы: новые типы романса: концертный, неолирический, соединение оперного и камерного композиторского творчества и исполнительского искусства, композиторы-пианисты, профессиональные камерные певцы, ансамблевые задачи, новая профессия: пианист-ансамблист, new types of romance: concert, neo-lyrical ones, combination of composer’s opera and chamber creative work and performing art, composers-pianists, professional chamber singers, ensemble tasks, new profession: pianist-ensemblist
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Асафьев Б. Мысли и думы // Фёдор Иванович Шаляпин: в 2-х т. / ред.-сост. и авт. комм. Е. А. Грошева. М.: Искусство, 1960. Т. 2. Статьи. Высказывания. Воспоминания о Ф. И. Шаляпине. С. 135-145.
Богданов-Березовский В. М. Концертная деятельность // Антонина Васильевна Нежданова. Материалы и исследования: сборник. М.: Искусство, 1967. С. 237-285.
Каплан Э. Жизнь в музыкальном театре. Л.: Музыка, 1969. 218 с.
Коган Г. Об интонационной содержательности фортепианного исполнения // Советская музыка. 1975. № 11. С. 94-96.
Кюи Ц. Избранные статьи. Л.: Музгиз, 1952. 696 с.
Кюи Ц. Избранные статьи об исполнителях. М.: Музгиз, 1957. 275 с.
Нежданова А. В. Материалы и исследования. Воспоминания. Статьи. Из записных книжек. М.: Искусство, 1967. 540 с.
Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
Оссовский А. В. С. В. Рахманинов // Воспоминания о Рахманинове: в 2-х т. / сост., ред. и авт. предисл. З. Апетян. М.: Гос. музыкальное изд-во, 1962. Т. 1. 509 с.
Пазовский А. Великий певец-актёр // Фёдор Иванович Шаляпин: в 2-х т. / ред.-сост. и авт. комм. Е. А. Грошева. М.: Искусство, 1960. Т. 2. Статьи. Высказывания. Воспоминания о Ф. И. Шаляпине. С. 331-342.
Рахманинов С. В. Литературное наследие: в 3-х т. М.: Советский композитор, 1978. Т. 1. 583 с.
Сабанеев Л. Музыка в Москве // Музыкальный современник: хроника журнала. 1916. № 15. С. 26-32.
Собинов Леонид Витальевич: в 2-х т. / сост. К. Н. Кириленко. М.: Искусство, 1970. Т. 2. Статьи, речи, высказывания. Письма к Л. В. Собинову. Воспоминания о Л. В. Собинове. 350 с.
Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1962. 576 с.
Станиславский К. С. О Ф. И. Шаляпине // Фёдор Иванович Шаляпин: в 2-х т. / ред.-сост. и авт. комм. Е. А. Грошева. М.: Искусство, 1960. Т. 2. Статьи. Высказывания. Воспоминания о Ф. И. Шаляпине. С. 127-131.
Стасов В. Статьи о музыке. М.: Музыка, 1980. Вып. 5-А. 420 с.
Шаляпин Ф. И. Маска и душа // Фёдор Иванович Шаляпин: в 2-х т. / ред.-сост. Е. А. Грошева; коммент. Е. А. Грошевой, при участии И. Ф. Шаляпиной. М.: Искусство, 1960. Т. 1. Литературное наследство. Письма. И. Шаляпина. Воспоминания об отце. С. 213-313.
Энгель Ю. Глазами современника. Избранные статьи о русской музыке. М.: Советский композитор, 1971. 523 с.