Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 3. Ч. 2. С. 105-107.
"Я" КАК ПРИНЦИП ФИЛОСОФИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ "БЕЗУСЛОВНОГО" И "ОБУСЛОВЛЕННОГО" НАЧАЛ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ЗНАНИИ
Лукьянов Аркадий Викторович, Сафонова Ольга Викторовна
Башкирский государственный университет
Уфимский государственный авиационный технический университет
Аннотация. В статье исследуется самосознание человека, его "Я", как принцип философии дополнительности "безусловного" и "обусловленного" начал в человеческом знании. На историко-философском и историко-культурном материалах обоснована мысль, согласно которой способность к рефлексии должна быть мыслимой как основа сознания, и это позволяет сделать вывод, что знание об "объекте", по всей видимости, лучше, богаче, чем сам объект.
Ключевые слова и фразы: самосознание, или "Я", "дополнительность", "безусловное" и "обусловленное" начала, человеческое знание, красота и гармония "земного" и "небесного", self-consciousness, or "Ego", complementarity, "unconditional" and "predetermined" elements, human knowledge, beauty and harmony of "earthly" and "heavenly"
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Алексеев И. С. Концепция дополнительности (историко-методологический анализ). М.: Наука, 1978. 276 с.
Вышеславцев Б. П. Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. М., 1914. 373 с.
Фихте И. Г. Сочинения: в 2-х т. / сост. и примеч. В. Волжского. СПб.: Мифрил, 1993. Т. 1. 687 с.
Шеллинг Ф. В. Й. О Я как принципе философии или безусловном в человеческом знании // Шеллинг Ф. В. Й. Ранние философские сочинения / пер. с нем.; вступ. ст., коммент., примеч. И. Л. Фокин. СПб.: Алетейя; Государственный Эрмитаж, 2000. С. 5-104.
Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения: в 2-х т. / пер. с нем. М.: Мысль, 1989. Т. 2. 636 с.