Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 12. Ч. 3. С. 177-180.
ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕРОБЪЕКТИВНОСТИ И МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОЗНАНИЯ
Станжевский Федор Алексеевич
Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)
Аннотация. В статье предлагается подход к сознанию, согласно которому наряду с социальной средой конститутивное значение для сознания имеют предметы материальной культуры. Приводятся примеры конституирующего значения предметов культуры для становления человеческого сознания и самосознания. Выдвигается гипотеза о том, что сознание индивида в некоторых случаях можно объяснить исходя из системы, более широкой, чем отдельный индивид, например, система "мозг - тело - орудие - среда", в частности как социальная, так и материальная.
Ключевые слова и фразы: предметы культуры, сознание, когнитивный процесс, индивид, орудие, artifacts, consciousness, cognitive process, individual, tool
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. 414 c.
Hodder I. The Entanglements of Humans and Things: A Long-Term View // New Literary History. 2014. Vol. 45. Iss. 1. Р. 19-36.
Ingold T. Being Alive. Essays on Movement, Knowledge and Description. L.: Routledge, 2011. 289 p.
Ingold T. Making. Anthropology. Archaeology. Architecture. L.: Routledge, 2013. 176 p.
Kirsh D. Embodied Cognition and the Magical Future of Interaction Design // ACM Transactions on Computer-Human Interaction. 2013. Vol. 20. Iss. 1. P. 3-30.
Malafouris L. How Things Shape the Mind. A Theory of Material Engagement. Cambridge: The MIT Press, 2013. 320 p.
Olsen B. In Defense of Things: Archaeology and the Ontology of Objects (Archaeology in Society). AltaMira Press, 2014. 203 p.