Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 12. Ч. 3. С. 106-108.
ИГРА НА ЭТНИЧЕСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Мараев Владимир Николаевич, Тебякина Елена Евгеньевна
Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация. В статье рассматривается игра на музыкальном инструменте как феномен, позволяющий сконструировать особую реальность музыкального мира, возвращающую слушателей к истокам собственного бытия. Кроме того, сам музыкальный инструмент включает в себя широкий культурный, этнологический и антропологический контексты, поскольку способы его производства, манеры игры и исполнения характеризуют не только исполнителя и слушателя, но и целый этнос. Эти контексты особенно важны в процессе реконструкции древних традиционных народных инструментов.
Ключевые слова и фразы: игра, правила, свобода, условность, музыкальный инструмент, кантелевидные инструменты, антропология, эргология, playing, rules, freedom, conventionality, musical instrument, kantele-shaped instruments, anthropology, ergology
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Мараев В. Н. Йоухи кантеле - йоухикко - лучковая лира [Электронный ресурс]. URL: http://www.opentextnn.ru/ museum/museum_of_anthropology/?id=4451 (дата обращения: 25.11.2016).
Мараев В. Н. Философско-теоретические основы эргоморфологии: дисс. … к. филос. н. СПб., 2007. 212 с.
Тынурист И. В. Где во гусли звонили? (опыт картографирования народных музыкальных инструментов) [Электронный ресурс]. URL: http://www.opentextnn.ru/museum/museum_of_anthropology/?id=4471 (дата обращения: 25.11.2016).
Финк Э. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии: сборник. М.: Наука, 1988. С. 357-402.
Фрай С. Неполная, но окончательная история классической музыки / пер. с англ. С. Ильина. М.: Фантом Пресс, 2012. 512 с.