Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 12. Ч. 1. С. 171-173.
КУЛЬТ КОНЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (НА ПРИМЕРЕ КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ)
Текеева Лариса Кичиевна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева
Аннотация. Статья посвящена роли и месту коня в религиозных представлениях тюркоязычных народов Северного Кавказа, в частности карачаевцев и балкарцев. Автор акцентирует внимание на том, что формирование изучаемых этносов проходило в пределах как минимум двух экологических ниш. Эта особенность этнической истории тюркоязычных народов Северного Кавказа наложила отпечаток на всю духовную культуру, в том числе на религиозно-мифологические представления, в которых можно проследить как кавказские параллели, так и древнетюркские.
Ключевые слова и фразы: тотемизм, зоолатрия, религиозные верования народов Северного Кавказа, фольклор, мифология, тюркоязычные народы Северного Кавказа, totemism, zoolatry, religious beliefs of the peoples of the North Caucasus, folklore, mythology, the Turkic peoples of the North Caucasus
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Азаматов К. Г. Пережитки язычества в верованиях балкарцев // Из истории феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1980. С. 143-161.
Алексеева Е. П. Археологические памятники Карачаево-Черкесии. М.: Наука (Издательская фирма "Восточная литература"), 1992. 216 с.
Баранов Е. Певец гор и другие легенды Северного Кавказа. М.: Издание Д. П. Ефимова, 1914. 64 с.
Бессонова С. С. Религиозные представления скифов. Киев: Наукова думка, 1983. 138 с.
Винцене Кережи Агнет. Образ коня у финно-угорских народов Волго-Камья и Зауралья: автореф. дисс. … к.и.н. М., 1987. 24 с.
Джуртубаев М. Ч. Духовная культура карачаево-балкарского народа // Ас-алан. М.: Мир дому твоему, 1998. С. 102-197.
Дьяконова В. П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л.: Наука, 1975. 164 с.
Иордан. О происхождении и деяниях гетов / вступ. ст., пер. и комм. Е. Ч. Скржинской. М.: Изд-во восточной литературы, 1960. 436 с.
Каховский В. Ф. Происхождение чувашского народа. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1955. 463 с.
Ковалевская В. Б. Конь и всадник. Пути и судьбы. М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1977. 150 с.
Кузьмина Е. Е. Конь в религии и искусстве саков и скифов // Скифы и сарматы. Киев: Наукова думка, 1977. С. 96-120.
Мизиев И. М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII-XVIII вв. Нальчик: Эльбрус, 1991. 193 с.
Нарты: героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука, 1994. 654 с.
Фаминцин А. С. Божества древних славян. СПб.: Типография Э. Арнгольда, 1884. 331 с.
Шнирельман В. А. Образы оленя и лошади в представлениях древних обитателей Северной и Центральной Европы // Религиозные представления в первобытном обществе: тезисы докладов. М.: Наука, 1987. С. 255-257.