Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 1. С. 109-112.
РЕЛИГИОЗНЫЙ СИМВОЛИЗМ В ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЕ: ПОЛИСЕМАНТИЧНОСТЬ ОБРАЗА ДРЕВА
Михельсон Ольга Константиновна, Поляков Николай Станиславович, Тимченко Ксения Петровна
Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация. Популярная культура широко использует многие религиозные символы, и образ древа - не исключение. В современном кинематографе, литературе жанра фэнтези и ролевых компьютерных играх семантика деревьев - многолика, и знаковый ряд, представленный этим образом, схож с символизмом древа, характерным для религиозных традиций. Древо выполняет функции мировой оси, связывая различные пласты бытия, причем не только пространственные, но и временные, объединяет микро- и макрокосм, олицетворяет возрождение, жизнь и растительность, связь человека и природы, несет моральный аспект.
Ключевые слова и фразы: Мировое древо, Древо Жизни, религия и кинематограф, религия и фэнтези, религия в компьютерных ролевых играх, World Tree, Tree of Life, religion and cinematograph, religion and fantasy, religion in computer role-playing games
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Желязны Р. Хроники Амбера. М.: Эксмо, 2004. 1280 с.
Льюис К. С. Племянник чародея. М.: Эксмо, 2015. 160 с.
Мартин Дж. Песнь льда и огня: в 7-ми т. М.: АСТ, 2015. 4768 с.
Морозов И. А. Корни древа: интерпретации архетипического образа "дерева" в современном кинематографе // Этнографическое обозрение. 2012. № 6. С. 60-72.
Пулман Ф. Темные начала. Янтарный телескоп: в 3-х т. М.: Росмэн-Пресс, 2007. 1520 с.
Толкин Дж. Р. Р. Властелин колец. Возвращение короля. М.: АСТ, 2014. 512 с.
Топоров В. Н. Мировое древо. Универсальные знаковые комплексы: в 2-х т. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. Т. 1. 448 с.; T. 2. 496 c.
Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: Издательство политической литературы, 1984. 703 с.
Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999. 489 с.
Cuddy L., Nordlinger J. World of Warcraft and Philosophy: Wrath of the Philosopher King. Chicago: Open Court, 2013. 252 р.
David F., Schele L., Parker J. Maya Cosmos: Three Thousand Years on the Shaman’s Path. N. Y.: William Morrow and Company, 1995. 543 р.
Geraci R. M. Virtually Sacred: Myth and Meaning in World of Warcraft and Second Life. Oxford: Oxford University Press, 2014. 348 p.