Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 8. Ч. 1. С. 59-65.
ПРЕТВОРЕНИЕ НАРОДНОГО КОМПОНЕНТА В ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ ДЛЯ БАЛАЛАЙКИ С ОРКЕСТРОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Е. П. КИЧАНОВА
Добатовкин Дмитрий Михайлович
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Аннотация. В статье рассматриваются особенности обработок русских народно-песенных мелодий в Концерте № 1 для балалайки с оркестром Е. П. Кичанова; сам жанр которого изначально предполагает наличие фольклорных компонентов; выявляются некоторые стилевые приёмы работы композитора с тематическим материалом, делается попытка осмыслить принципы вариантности и остинатности, раскрывающие народное начало этого произведения и обогащающие его стилевые черты. Наряду с этим анализируются варьирование и органные пункты как средства развития академического искусства, представленные в сравнении с сугубо народными принципами развития.
Ключевые слова и фразы: балалайка, концерт, Е. П. Кичанов, русский фольклор, вариантность, варьирование, остинатность, органный пункт, balalaika, concert, E. P. Kichanov, Russian folklore, variability, variation, ostinato, organ point
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Асафьев Б. В. Инструментальный концерт // Русская музыка (XIX и начало XX века). Л.: Музыка, 1968. С. 201-209.
Бачинская Н. М., Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество: хрестоматия. Изд-е 4-е. М.: Музыка, 1974. 304 с.
Бычков В. В. Шаукат Амиров. М.: Композитор, 2014. 272 с.
Галахов В. К. Искусство балалаечников Дальнего Востока. М., 1982. 208 с.
Гальцев Д. И. Специфика преломления фольклорного материала в сюитах для балалайки современных композиторов // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сб. ст. по мат-лам X междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2014. С. 207-211.
Головинский Г. Л. Композитор и фольклор. М.: Музыка, 1981. 279 с.
Гребнева И. В. Скрипичный концерт в европейской музыке XX века. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2010. 355 с.
Долинская Е. Б. Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия: исследовательские очерки. М.: Композитор, 2005. 560 с.
Иванова С. В. Эволюция звукового образа балалайки в её историческом развитии: дисс. … к. искусствоведения. Оренбург, 2009. 179 с.
Кулапина О. И. Основы ладогармонической системы русской народной музыки: монография. Саратов: Изд-во Саратовской гос. консерватории им. Л. В. Собинова, 2004. 356 с.
Кулапина О. И. Проявление остинатности в монодийном складе русского песенного фольклора // К 100-летию Л. Л. Христиансена: сб. науч. ст. по мат-лам III Всероссийских научных чтений "История, теория и практика фольклора". Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2011. С. 171-177.
Кулибаба С. И. Основные тенденции становления музыки письменной традиции для балалайки: дисс. … к. искусствоведения. М., 1998. 198 с.
Лядов А. К. Песни русского народа в обработке для одного голоса и фортепиано. М.: Госмузиздат, 1959. 384 с.
Пересада А. И. Справочник балалаечника. М.: Советский композитор, 1977. 224 с.
Раабен Л. Н. Советский инструментальный концерт. Л.: Музыка, 1967. 308 с.
Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. 448 с.
Соколов Ф. В. Русская народная балалайка. М.: Советский композитор, 1962. 116 с.
Усов А. А. Сонаты для балалайки. История и современность. Казань: ЗАО "Новое знание", 2009. 178 с.
Шаравин Е. В. Особенности драматургии одночастных концертов для балалайки // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сб. ст. по мат-лам X междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2014. С. 198-202.