Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 7. Ч. 1. С. 198-202.
"ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЛИТАНИЯ" С. П. БАНЕВИЧА: "У ШКАТУЛКИ Ж ТРОЙНОЕ ДНО"
Шаронина Элеонора Владимировна
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова
Аннотация. Объектом изучения в статье выступает хоровое сочинение С. П. Баневича "Петербургская литания" на стихи А. А. Ахматовой. С опорой на концепцию В. Н. Топорова исследуется проблема Петербургского текста за пределами собственно литературоведения. На хоровом материале анализируется влияние Петербургского текста как художественно-эстетической парадигмы, выявляется петербургский аспект, заключающийся в синтезе танатологического и исповедально-покаянного. Прослеживается связь с петербургским мифом, обозначаются конструктивные элементы музыкальной ткани, воплощающие связанную с ним образность.
Ключевые слова и фразы: современная хоровая музыка, Петербургский текст, "Поэма без героя" А. А. Ахматовой, Серебряный век, петербургский танатос, modern choral music, Petersburg text, "Poem without a Hero" by Anna Akhmatova, Silver Age, Petersburg Thanatos
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Асафьев Б. В. "Пиковая дама" // Асафьев Б. В. Симфонические этюды. 2-е изд. Л.: Музыка, 1970. С. 158-193.
Ахматова А. А. Сочинения: в 2-х т. М.: Художественная литература, 1986. Т. 1. Стихотворения и поэмы. 511 с.
Ахматова А. А. Сочинения: в 2-х т. М.: Художественная литература, 1986. Т. 2. Проза. 463 с.
Ахматова А. А. Стихотворения. Поэмы. Проза. М.: РИПОЛ классик, 1998. 832 с.
Волков С. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней. М.: Эксмо, 2003. 704 с.
Гладкова О. И. ХХI век. Начало. Музыка: силуэты петербургских композиторов. СПб.: Музыка, 2007. 284 с.
Зайцева Т. А. Музыкальный Петербург как феномен западноевропейской и отечественной культуры // Актуальные проблемы культуры, искусства и художественного образования: сб. науч. тр. ОГИИ / гл. ред. Б. П. Хавторин. Оренбург, 2012. Вып. 11. С. 13-21.
Католическая Россия. Азбука Католицизма. Католицизм от А до Я [Электронный ресурс]. URL: http://www.catholic. ru/modules.php?name=Encyclopedia&op=content&tid=537 (дата обращения: 20.02.2015).
Кац Б. А., Тименчик Р. Д. Анна Ахматова и музыка: исслед. очерки. Л.: Сов. композитор (Ленингр. отд-ние), 1989. 334 с.
Кто-то вспомнит про меня и вздохнёт украдкой. Сергей Баневич. Диалоги. Воспоминания. Очерки. СПб.: Композитор, 2011. 108 с.
Лурье А. С. Ольга Афанасьевна Глебова-Судейкина // Воздушные пути: альманах / под ред. Р. Н. Гринберга. Нью-Йорк, 1967. № 5. С. 139-146.
Топоров В. Н. Петербург и Петербургский текст русской литературы // Топоров В. Н. Петербургский текст. М.: Наука, 2009. С. 644-748.
Уваров М. С. Поэтика Петербурга [Электронный ресурс] // Метафизика искусства - 4. Поэтика Города: материалы Международной конференции. URL: http://sofik-rgi.narod.ru/avtori/poetika_goroda/texts.htm (дата обращения: 04.05.2015).
Фере А. В. Образ Петербурга в русской музыке (фрагмент исследования) // Самарское музыкальное училище сквозь призму поколений. 1902-2002: материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х т. Самара: СГПУ, 2002. Т. 1. С. 36-50.
Фролов С. В. О "Петербургском тексте" в русской музыке // Художественный текст: явное и скрытое. IХ Всероссийский междисциплинарный семинар: сб. науч. материалов. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. С. 298-309.
Христианство // Энциклопедический словарь: в 3-х т. / ред. кол.: С. С. Аверинцев (гл. ред.) и др. М.: Большая российская энциклопедия, 1995. Т. 2. Л - С.