Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 7. Ч. 1. С. 115-121.
СИМВОЛ КАК МЕХАНИЗМ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПАМЯТИ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ КЫРГЫЗОВ (НА ПРИМЕРЕ ТЕНГРИ КАК СИМВОЛА ЕДИНСТВА МИРА)
Осмонова Нургул Исраиловна
Кыргызско-Российский Славянский университет имени Б. Н. Ельцина
Аннотация. В статье на основе теории символа Ю. М. Лотмана предпринята попытка раскрыть значение и смысл Тенгри как символа единства мира, который является одновременно и универсальным (общечеловеческим), и национально-локальным (этническим) элементом культуры. Автором обосновывается положение о том, что Тенгри (Тенир) как символ единства космоса, природы, бога, первопредка, которые сливаются в одном образе - "Вселенная", выступает одним из универсальных механизмов коллективной памяти древнетюркской культуры, в том числе кыргызов.
Ключевые слова и фразы: символ, коллективная память, Тенгри (Тенир), символ единства мира, Вселенная, Космос, природа, бог, первопредок, триединая природа символа, традиционная культура кыргызов, древнетюркское общество, symbol, collective memory, Tengri (Tenir), symbol of unity of the world, Universe, Cosmos, nature, god, ancestor, triune nature of symbol, the Kyrgyz traditional culture, the ancient Turkic society
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Фрунзе: Кыргызстан, 1990. 353 с.
Аверинцев С. С. Заметки к будущей классификации типов символа // Проблемы изучения культурного наследия. М.: Наука, 1985. С. 297-303.
Аверинцев С. С. Символ [Электронный ресурс] // Краткая литературная энциклопедия: в 9-ти т. М.: Советская энциклопедия, 1971. Т. 6. URL: http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke6/ke6-8262.htm (дата обращения: 04.04.2015).
Акатаев С. Н. Мировоззренческий синкретизм казахов: автореф. дисс. … д. филос. н. Алматы, 1995. 33 с.
Алтмышбаев А. А. Очерк истории развития общественно-политической и философской мысли в дореволюционной Киргизии. Фрунзе: Илим, 1985. 150 с.
Антонова Е. С. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии: опыт реконструкции мировосприятия. М.: Наука (Гл. ред. вост. лит-ры), 1984. 262 с.
Валиханов Ч. Ч. Тенгри (бог) // Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений: в 5-ти т. Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1984. Т. 1. С. 479-482.
Веселовский А. Н. Миф и символ // Русский фольклор: вопросы теории фольклора. Л.: Наука (Ленингр. отд-е), 1979. Т. 19. С. 186-199.
Древнетюркский словарь / ред. В. М. Наделяев, Д. М. Насилов, Э. Р. Тенишев, А. М. Щербак. Л.: Наука (Ленингр. отд-е), 1969. 676 с.
Лойко О. Т. Феномен социальной памяти. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2002. 256 с.
Лосев А. Ф. Символ // Философская энциклопедия: в 5-ти т. М.: Советская энциклопедия, 1970. Т. 5. C. 10-11.
Лотман Ю. М. Альтернативный вариант: бесписьменная культура или культура до культуры? // Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. СПб.: Искусство-СПб, 2010. С. 363-371.
Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. СПб.: Искусство-СПб, 2010. С. 240-249.
Лотман Ю. М. Символ - ген сюжета // Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. СПб.: Искусство-СПб, 2010. С. 220-239.
Лотман Ю. М. Статьи по типологии культуры // Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. СПб.: Искусство-СПб, 2010. С. 392-459.
Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности (тексты и исследования). М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 451 с.
Неклюдов С. Ю. Мифология тюркских и монгольских народов: проблемы взаимосвязи // Тюркологический сборник. М.: Наука (Гл. ред. вост. лит-ры), 1981. С. 183-202.
Рубцов Н. Н. Символ в искусстве и жизни: философские размышления. М.: Наука, 1991. 176 с.
Стеблева И. В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы // Тюркологический сборник. М.: Наука (Гл. ред. вост. лит-ры), 1972. С. 210-225.
Устьянцев В. Б. Коммуникативное пространство социальной памяти // Вопросы социальной психологии. Саратов: ИЦ "Наука", 2010. Вып. 6 (11). С. 65-73.
Флоренский П. А. Итоги // Эстетические ценности в системе культуры. М.: Ин-т философии АН СССР, 1998. С. 122-132.
Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии: исследования, статьи, лекции. Л.: Изд-во Ин-та народов севера ЦИК СССР, 1936. 573 с.
Элиаде М. Священное и мирское // Элиаде М. Избранные сочинения / пер. с фр. М.: Ладомир, 2000. С. 251-356.