Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3. Ч. 2. С. 13-16.
ОСОБЕННОСТИ ИКОНОПИСНОГО ИСКУССТВА ЭПОХИ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА (КОНЕЦ XIV - НАЧАЛО XV В.)
Авдюшева Елена Александровна
Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"
Аннотация. В статье исследуется период расцвета русской иконописной школы в конце XIV - начале XV в., который был тесно связан с выдающимся мастером той эпохи - Андреем Рублевым. Автор ставит задачу обобщить характерные черты и основные периоды развития русской художественной культуры, выделить главные особенности иконописного искусства и его связь с культурно-исторической средой. Особое внимание уделяется роли Русской Православной Церкви и подъему духовных сил нации в период объединения русского государства.
Ключевые слова и фразы: иконопись, художественные традиции, православное мировоззрение, духовность, соборность, Византия, Андрей Рублев, "Троица", iconography, artistic traditions, Orthodox world outlook, spirituality, conciliarity, Byzantium, Andrei Rublev, the "Trinity"
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Авдюшева Е. А. "Чудо от иконы "Знамение" (Битва новгородцев с суздальцами)" как исторический памятник XV в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 9 (47). Ч. 1. С. 13-16.
Алпатов М. В. Андрей Рублев. М.: Изобразительное искусство, 1972. 206 с.
Алпатов М. В., Родникова И. С. Псковская икона XIII-XVI веков. Л.: Аврора, 1990. 324 с.
Антонова В. О первоначальном месте "Троицы" Андрея Рублева // Государственная Третьяковская галерея: материалы и исследования. М., 1956. Вып. 1. С. 21-43.
Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. М.: Мысль, 1995. 637 с.
Вагнер К. Г., Владышевская Т. Ф. Искусство древней Руси. М.: Искусство, 1993. 225 с.
Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909. 466 с.
Гурьянов В. П. Две местные иконы Святой Троицы в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и их реставрация. М., 1909. 9 с.
Демина Н. А. "Троица" Андрея Рублева. М., 1963. 98 с.
Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М. и др. История иконописи. М.: АРТ-БМБ, 2002. 288 с.
Ефремова Л. А. Русская иконопись. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. 128 с.
Кондаков Н. П. Русские клады. Исследование древностей великокняжеского периода. СПб.: Издание Императорской археологической комиссии, 1896. Т. 1. 214 с.
Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М.: Искусство, 1966. 312 с.
Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. М.: Наука, 1978. 336 с.
Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. Л.: Изд-во АН СССР, 1962. 172 с.
Ляхова К. А. Мастера иконописи и фрески. М.: Вече, 2003. 288 с.
Майорова Н., Соколов Г. Шедевры русской иконописи. М.: Белый город, 2008. 416 с.
Осташенко Е. Андрей Рублев: палеологовские традиции в московской живописи конца XIV - первой трети XV века. М., 2005. 416 с.
Попов Г. В. Андрей Рублев. М., 2007. 216 с.
Ракова М. М., Рязанцев И. В. История русского искусства: в 2-х т. М., 1991. Т. 1. 504 с.
Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. СПб., 1893. 180 с.
Сергий, архиеп. Богословские идеи в творчестве Андрея Рублева // Богословские труды. 1981. № 22. С. 1-68.
Флоренский П. Троице-Сергиева лавра и Россия: сочинения: в 4-х т. М., 1996. Т. 2. 877 с.