Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 2. Ч. 1. С. 182-185.
СОБОР НОТР-ДАМ В ЛОЗАННЕ: СИМВОЛИКА ВРЕМЕНИ В ВИТРАЖАХ ОКНА-"РОЗЫ" В ЭПОХУ ВЫСОКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Тюрикова Юлия Михайловна
Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова
Аннотация. В данной статье рассматривается окно-"роза" Лозаннского кафедрального собора, представляющее средневековую картину мира, сосредоточенную вокруг Бога-Творца, в связи с чем можно говорить об античной природе мироздания, которое лежит в основе изображений. Витражи окна-"розы" собора, до сих пор специально в отечественном искусствоведении не изучавшиеся, представлены с точки зрения развития идеи творения и космоса. Предпринята попытка показать, как сочетаются традиционные изображения "трудов месяцев" с предренессансными, которые являлись новаторскими на тот момент. Автором проводится детальный анализ сюжетов витража, а также сравнение с другими подобными циклами Средневековья.
Ключевые слова и фразы: Лозаннский кафедральный собор, готика, окно-"роза", витраж, знаки зодиака, "труды месяцев", Lausanne Cathedral, Gothic, "rose" window, stained glass, signs of zodiac, "The Labors of the Months"
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Галкова И. Г. Космология в романских порталах: воплощенная память о мистическом опыте (на примере портала церкви Сен-Жиль в Аржантон-Шато) // Искусство как сфера культурно-исторической памяти: материалы конференции. М., 2007. С. 123-135.
Генон Р. Символы священной науки. М.: Беловодье, 2004. 480 c.
Зубова М. В. Тема времени в порталах романских церквей Франции // Древнерусское искусство. Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура: посвящается 100-летию со дня рождения Виктора Никитича Лазарева (1897-1976). СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. С. 154-171.
Курман-Шварц Б. Готические витражи // Готика: архитектура, скульптура, живопись. Кельн: Konemann, 2000. С. 468-483.
Bach E., Blondel L., Bovy A. Cathedrale de Lausanne. Bale: Birkhaeuser, 1944. 459 p.
Beer E. Die Rose der Kathedrale von Lausanne und der typologische Bilderkreis der Mittelalteris. Bern, 1952. 39 S.
Cowen P. The Rose Window, Splendour and Symbol. L.: Thames and Hudson, 2005. 276 p.
Lethaby W. R. Medieval Art: from Peace of the Church to the Eve of the Renaissance, 312-1350. Ayer Publishing, 1904. 315 p.
Male E. Religious Art in France: XIII Century. Study in Medieval Iconography and Its Sources of Inspiration. L. - N. Y., 1913. 415 p.
Meegan W. J. The Secrets & the Mysteries of Genesis: Antiquity’s Hall of Records. Trafford Publishing, 2003. 462 p.
Panadero M. J. H. The Labours of the Months and the Signs of Zodiac in Twelfth-Century French Facades: Ph. D. diss. Michigan, 1984. 344 p.
Webster J. C. The Labors of the Months in Antique and Mediaeval Art to the End of the Twelfth Century. Princeton, 1938. 185 p.