Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 2. Ч. 1. С. 78-86.
ДОПОЛНЕНИЕ К ШЕНКЕРУ: ЛИНЕАРНО-ГАРМОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДВУХ ПЕСЕН Р. ШУМАНА
Захаров Юрий Константинович
Академия хорового искусства имени В. С. Попова, г. Москва
Аннотация. В статье предпринята попытка освоения и развития методов гармонического анализа, разработанных австрийским музыковедом Г. Шенкером. Предлагается новый взгляд на анализ песни Р. Шумана "Цветов венок душистый" из цикла "Любовь поэта", помещённый Шенкером в его книге "Свободное письмо" и послуживший предметом длительной музыкально-теоретической полемики в США. Метод Шенкера применяется автором статьи также к анализу песни "В сиянье тёплых майских дней". Ставится вопрос о возможности включения теории Шенкера в современное российское музыковедение.
Ключевые слова и фразы: линеарно-гармонический анализ, Г. Шенкер, Р. Шуман, цикл песен, теория музыки в России и США, linear and harmonic analysis, H. Schenker, R. Schumann, cycle of songs, musical theory in Russia and the USA
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Акопян Л. О. Большие теоретические концепции в музыкознании: свет и тени // Этот многообразный мир музыки..: сборник статей к 80-летию М. Г. Арановского. М.: Гос. институт искусствознания; ИД "Композитор", 2009. С. 67-77.
Акопян Л. О. По следам Шенкера: редукционизм // Музыкально-теоретические системы XX века. М.: Музиздат, 2011. С. 146-173.
Акопян Л. О. Теория музыки в поисках научности: методология и философия "структурного слышания" в музыковедении последних десятилетий // Музыкальная академия. 1997. № 1. С. 181-189; № 2. С. 110-123.
Акопян Л. О., Григорян В. М. На пути к имманентному анализу музыкального текста // Музыкальная академия. 1992. № 3. С. 216-220.
Барский В. М. О теории Шенкера и "музыке настоящего" // Советская музыка. 1984. № 1. С. 121-122.
Белоносова И. В. Сын "Русской Атлантиды" [Электронный ресурс] // Музыкальная наука на постсоветском пространстве - 2010: международная интернет-конференция. URL: http://2010.gnesinstudy.ru/wp-content/uploads/2010/02/ Belonosova.pdf (дата обращения: 26.10.2014).
Власова Н. О. Генрих Шенкер и его аналитическая теория // Музыкально-теоретические системы ХХ века. М.: Музиздат, 2011. С. 123-145.
Лагутина Е. В. Генрих Шенкер и его "Учение о гармонии": дисс. … к. искусствоведения: в 2-х т. М., 2014. Т. 1. 258 с.; Т. 2. 267 c.
Лагутина Е. В. "Дух музыкальной техники" (1895) - первая публикация научной теории Х. Шенкера // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 2. С. 62-82.
Лагутина Е. В. Метод редукции Хайнриха Шенкера в анализе гармонии [Электронный ресурс] // Российский музыкант. 2008. 2 ноября. URL: http://rmusician.ru/archives/1278/_default.htm (дата обращения: 26.10.2014).
Неклюдов Ю. И. Заметки о шенкеризме // Музыкальная академия. 1992. № 3. С. 213-216.
Плотников Б. Т. К вопросу о расширении аналитического кругозора педагогов-музыкантов (практический аспект идей и метода Генриха Шенкера): методическое пособие для преподавателей училищ и детских музыкальных школ. Красноярск, 1998. 72 с.
Плотников Б. Т. Монолог о практике содержательного анализа: учебное пособие для музыкальных вузов. Красноярск: КГАМиТ, 2005. 265 с.
Плотников Б. Т. Очерки и этюды по методологии музыкального анализа: уч. пособие. Красноярск: КГАМиТ, 2002. 290 с.
Плотников Б. Т. Практика анализа хоровой музыки. Красноярск: КГАМиТ, 2006. 174 с.
Холопов Ю. Н. Музыкально-теоретическая система Хайнриха Шенкера. М.: Композитор, 2006. 160 с.
Холопов Ю. Н. Музыкально-эстетические взгляды Х. Шенкера // Эстетические очерки. М.: Музыка, 1979. Вып. 5. С. 234-253.
Холопов Ю. Н., Кириллина Л. В., Кюрегян Т. С., Лыжов Г. И., Поспелова Р. Л., Ценова В. С. Музыкально-теоретические системы: учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. М.: ИД "Композитор", 2006. 632 с.
Шенкер Г. Свободное письмо. Новые музыкальные теории и фантазии III: в 2-х т. / пер. Б. Т. Плотникова. Красноярск, 2003. Т. 1. 152 с.; Т. 2. 128 с.
Ferris D. Schumann’s Eichendorff Liederkreis and the Genre of the Romantic Cycle. N. Y.: Oxford University Press, 2000. 270 p.
Forte A. Schenker’s Conception of Musical Structure // Journal of Music Theory. 1959. Vol. 3. № 1. P. 1-30.
Katz A. T. Challenge to Musical Tradition: a New Concept of Tonality. N. Y.: Alfred Knopf, 1945. XXVIII+408 p.
Kerman J. How We Got into Analysis, and How to Get Out // Critical Inquiry. 1980. Vol. 7. № 2. P. 311-331.
Komar A. The Music of "Dichterliebe": the Whole and Its Parts // Schumann R. Dichterliebe. N. Y. - L.: Chappell, 1971. P. 63-94.
Neumeyer D. Organic Structure and the Song Cycle: Another Look at Schumann’s "Dichterliebe" // Music Theory Spectrum. 1982. Vol. 4. P. 92-105.
Salzer F. Structural Hearing: Tonal Coherence in Music: 2 vls. N. Y.: Charles Boni, 1952. Vol. 1. 283 p.; Vol. 2. 349 p.