Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 11. Ч. 3. С. 13-15.
К ВОПРОСУ О ЛОКАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ САКРАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНОЙ МУЗЫКИ
Абдулаева Медина Шамильевна
Дагестанский государственный педагогический университет
Аннотация. В процессе музыкально-интонационного анализа сакрально-религиозных песнопений мусульман Дагестана выявлены этнически идентифицируемые мелодические обороты, связанные с песенным творчеством устной традиции, и корпус надэтнических музыкальных интонаций, маркирующих сакрально-религиозную музыку стран мусульманского Востока. В статье рассматриваются композиционные и музыкально-интонационные особенности азана, процесс трансформации религиозной песни в массовую эстрадную, выявляется механизм транзита музыки мусульманского ритуала в пространство массовой культуры.
Ключевые слова и фразы: сакрально-религиозная музыка, азан, ритуал, религиозная песня, нашид, ислам, Дагестан, sacral-religious music, azan, ritual, religious song, nasheed, Islam, Dagestan
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Абдулаева М. Ш. Религиозная песня в Дагестане: жанровые особенности и истоки мелодизма // Теория и практика общественного развития. 2015. № 14. С. 114-116.
Абдулаева М. Ш. Сакрально-религиозная музыка народов Дагестана в современных социокультурных условиях // Теория и практика общественного развития. 2015. № 11. С. 230-233.
Абдулаева М. Ш. Сакрально-религиозная музыка народов Дагестана (к постановке проблемы) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 12 (50): в 3-х ч. Ч. 1. С. 13-15.
Бородовская Л. З. Традиции суфизма в татарской музыке: дисс. … к. искусствоведения. Казань, 2004. 173 с.
Гороховик Е. М. Становление и развитие музыкально-культурологической парадигмы в профессиональном музыкальном образовании и науке // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі. 2007. № 11. С. 112-116; 2008. № 12. С. 111-116.
Имамутдинова З. А. О феномене мелодизированного чтения Корана (к проблеме музыкальной риторики сакрального текста) // Проблемы музыкальной науки. 2010. № 1. С. 17-20.
Манько Л. И. Философско-эстетическая сущность музыки в суфизме (на материале музыкально-философских исследований суфия Хазрата Инайят Хана): автореф. дисс. … к. филос. н. М., 2010. 27 с.
Милославский Г. В., Петросян Ю. А., Пиотровский М. Б., Прозоров С. М. Ислам: энциклопедический словарь / под ред. Л. В. Негря. М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1991. 315 c.
Сайфуллина Г. Р. Музыка священного Слова: чтение Корана в традиционной татаро-мусульманской культуре. Казань: Татполиграф, 1999. 232 с.
Сергеева Т. С. Рождение западно-арабской музыкальной классики: дисс. … д. искусствоведения. М., 2009. 354 с.
Софийская А. Б. Музыкальные аспекты религиозных праздников татар-мусульман Поволжья: дисс. … к. искусствоведения. Казань, 2007. 224 с.
Туймова Г. Р. Религиозные музыкально-поэтические жанры в традиционной музыке крымских татар: мавлид и иляхи: дисс. … к. искусствоведения. М., 2008. 209 с.
Шамилли Г. Б. Классическая музыка Ирана: фундаментальные категории теории и практики: дисс. … д. искусствоведения. М., 2009. 410 с.
Шамсутдинова М. И. Маулид-байрам у мусульман Среднего Поволжья: дисс. … к. филос. н. Казань, 2001. 286 с.
Юнусова В. Н. Ислам и музыкально-культурные традиции народов Поволжья (к проблеме взаимосвязи конфессии и художественной культуры) // Этнос и культура. 1996. № 2. С. 19-30.