Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 11. Ч. 2. С. 214-216.
ЛЯГУШКИ ЛАТОНЫ - ИКОНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА БОЛЬШОГО КАСКАДА В ПЕТЕРГОФЕ КАК ВЫРАЖЕНИЕ АБСОЛЮТИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Штапс-Вахабов Ирина Викторовна
Тюбингенский университет Эберхарда и Карла (Германия)
Аннотация. Статья расширяет возможности интерпретации иконографической программы Большого каскада в Петергофе, которая до сих пор трактуется в научных исследованиях исключительно в связи с победой России в Великой Северной войне (1700-1721). Сравнение отдельных элементов каскада с Бассейном Латоны в Версале и каскадом в Сен-Клу раскрывает новый аспект понимания программы каскада в контексте Стрелецкого бунта как предупреждения о печальных последствиях для всех тех, кто не согласен с волей Петра Великого как абсолютного монарха.
Ключевые слова и фразы: Большой каскад, Петергоф, Пётр Великий, Стрелецкий бунт, Латона, лягушки, Версаль, Сен-Клу, Людовик XIV, абсолютная монархия, Grand Cascade, Peterhof, Peter the Great, Streltsy Uprising, Latona, frogs, Versailles, Saint-Cloud, Louis XIV, absolute monarchy
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Архипов Н. И., Раскин А. Г. Петродворец. Л., 1961. 331 с.
Дубяго Т. Б. Русские регулярные сады и парки. Л., 1963. 340 с.
Исаков С. К. Скульптура Большого каскада (Петродворец) // Труды Всероссийской Академии художеств. М., 1947. Вып. 1. С. 131-144.
Раскин А. Г. Душа Петергофа: фонтаны и каскады. СПб., 1999. 303 с.
Тихомирова М. А. Памятники. Люди. События: из записок музейного работника. Л., 1984. 399 с.
Тихомирова М. А. Политико-общественная и патриотическая тематика аллегорической декоративной скульптуры петровского времени. Л., 1949. 46 с.
Тюхменева Е. Искусство триумфальных врат в России первой половины XVIII века: проблемы панегирического направления. М., 2005. 328 с.
Alpatow M. W. Studien zur Geschichte der westeurop?ischen Kunst. K?ln, 1996. 325 S.
Aurenhammer H. Ikonographie und Ikonologie des Wiener Belvederegartens // Wiener Jahrbuch f?r Kunstgeschichte. Wien, 1956. Band XVII. S. 86-108.
Berger R. W. A Source for the Latona Group at Versailles // Gazette des beaux-arts. La doyenne des revues d'art. Paris, 1992. Vol. 134.1. P. 145-148.
Berger R. W. Antoine Le Pautre. A French Architect of the Era of Louis XIV. N. Y., 1969. 182 p.
Gothein M. L. Geschichte der Gartenkunst. Von der Renaissance in Frankreich bis zur Gegenwart. M?nchen, 1997. Band. 2. 505 S.
Haskell F., Penny N. Taste and the Antique. The Lure of Classical Sculpture 1500-1900. New Haven, 1981. 376 p.
Hirthe T. Die Perseus-und-Medusa-Gruppe des Benvenuto Cellini in Florenz // Jahrbuch der Berliner Museen. Jahrbuch der Preu?ischen Kunstsammlungen. Berlin, 1986-88. Band 28. S. 197-216.
Medvedkova O. Jean-Baptiste Alexandre Le Blond - architecte 1679-1719: de Paris ? Saint-P?tersbourg. Paris, 2007. 359 p.
Symmes M. Brunnen von der Renaissance bis zur Gegenwart. Stuttgart, 1999. 208 S.
Thompson I. The Sun King’s Garden. Louis XIV, Andr? Le N?tre and the Creation of the Garden of Versailles. L., 2006. 370 p.
Volk P. Barocke Gartenskulptur der Schl?sser der bayerischen Kurf?rsten // Studien zur barocken Gartenskulptur. Pozna?, 1999. S. 45-61.
Whitman N. T. Myth and Politics: Versailles and the Fountain of Latona // Louis XIV and the Craft of Kingship. Columbus, 1969. P. 286-301.
Zech H. J. Kaskaden in der deutschen Gartenkunst des 18. Jahrhunderts: Vom architektonischen Brunnen zum naturimitierenden Wasserfall. Wien, 2010. 471 S.