Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 11. Ч. 1. С. 175-181.
Семыкин Валерий Григорьевич
Донецкая государственная музыкальная академия имени С. С. Прокофьева, Украина
Аннотация. В статье определены основные драматургические особенности одночастной фортепианной сонаты и предложена типологизация её разновидностей. В результате анализа одночастных фортепианных сонат Ф. Листа, А. Скрябина, Н. Метнера, Н. Мясковского, С. Прокофьева, А. Мосолова, Л. Ревуцкого, Б. Лятошинского, В. Косенко были выделены героико-драматический, лирико-психологический, лирико-пасторальный, лирико-драматический, лирико-трагический, экспрессивно-драматический и эпико-драматический подвиды драматургии одночастной фортепианной сонаты.
Ключевые слова и фразы: одночастная фортепианная соната, функциональная теория, драматургические функции, цикличность, сонатное allegro, поэмность, программность, one-part piano sonata, functional theory, functions of dramatic concept, cyclicality, sonata allegro, poem-based nature, programme-based nature
Открыть полный текст статьи в формате PDF. Бесплатный просмотрщик PDF-файлов можно скачать здесь.
Список литературы:
Аппалонова И. В. Жанровый канон симфонической поэмы и его преломление в инструментальной музыке XIX - начала XX века: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Уфа, 2009. 19 с.
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
Бобровский В. П. О переменности функций музыкальной формы. М.: Музыка, 1970. 227 с.
Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978. 332 с.
Горюхина Н. А. Эволюция сонатной формы. К.: Муз. Укр., 1973. 310 с.
Канчели М. А. Крупная одночастная форма в музыке ХIХ века и на рубеже ХХ века. Тбилиси: Ганатлеба, 1969. 205 с.
Крауклис Г. В. Проблемы западноевропейского программного симфонизма ХІХ века: автореф. дисс. … д. искусствоведения. М., 1982. 48 с.
Ланцута Л. В. Українська фортепіанна соната: теорія, історія, сучасні тенденції: автореф. дисс. … к. мистецтвознавства. Київ, 1998. 21 с.
Ласкова А. Б. Одночастная симфония в советской музыке: истоки и состояние жанра: автореф. дисс. … к. искусствоведения. М., 1989. 24 с.
Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. М.: Сов. композитор, 1978. 352 с.
Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Сов. композитор, 1982. 328 с.
Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений: учебное пособие. М.: Музыка, 1979. 536 с.
Москалец Ю. В. Русская фортепианная соната рубежа XIX-XX столетий в атмосфере художественных исканий эпохи: дисс. … к. искусствоведения. М., 2004. 232 с.
Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 319 с.
Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. М.: ВЛАДОС, 2003. 248 с.
Протопопов Вл. В. Сонатная форма в западноевропейской музыке 2-й половины ХIХ века: Берлиоз, Лист, Вагнер, Верди, Франк, Брамс. М.: Музыка, 2002. 134 с.
Сорокина Е. Г. Некоторые проблемы развития фортепианной сонаты в России: дисс. … к. искусствоведения. М., 1976. 195 с.
Тиц М. Д. О тематической и композиционной структуре музыкальных произведений. К.: Муз. Укр., 1972. 281 с.
Цуккерман В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Музыка, 1975. Вып. 2. 464 с.
Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1964. 159 с.
Цуккерман В. А. Соната си минор Ф. Листа. М.: Музыка, 1984. 112 с.
Чернова Т. Ю. Драматургия в инструментальной музыке. М.: Музыка, 1984. 143 с.
Чернова Т. Ю. Теоретические проблемы музыкальной драматургии: автореф. дисс. … к. искусствоведения. М., 1979. 28 с.